Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде
Автор(ы):
Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7863-1414, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
91186, Россия, Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48 тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Грецов Андрей Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5896-8733, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
91186, Россия, Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-2748-9478, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
91186, Россия, Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье рассмотрены подходы отечественных и зарубежных исследователей к пониманию феномена психологического благополучия одарённых учащихся и влияния факторов среды на его формирование. Раскрывается понятие «психологическое благополучие», описываются социальные и эмоциональные особенности развития одарённых подростков во взаимосвязи с психологическим благополучием и образовательной средой. Описываются специфические психологические характеристики одарённых учащихся, усиливающие риски их социальной адаптации и развития. Представлены результаты теоретического анализа образовательной среды с выделением характеристик, которые способствуют психологическому благополучию одарённых учащихся и содержащие развивающий потенциал.
Ключевые слова: одарённость, психологическое благополучие, образовательная среда, социальные и эмоциональные особенности одарённых.
Для цитирования: Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В. Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 644–654. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654
УДК: 159.928+376.5
Дата поступления в редакцию: 15.10.2019
Список литературы:
1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности: основные положения и их эмпирическая верификация // Психология одаренности и творчества. М. : Нестор, 2017. С. 87–101.
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М. : Нестор-История, 2011. 272 с.
3. Богоявленская М. Е. Проблемы одаренного ребенка [Электронный ресурс] // Дошкольное образование.2005. № 10. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200501014. (дата обращения: 17.07.2019).
4. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб. : Книжный Дом, 2013. 283 с.
5. Новгородцева Е. Ф. Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся // Социальные явления. 2016. № 3 (6). С. 105–109.
6. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. Москва-Обнинск : ИГ-ССОЦИН, 2007. 288 с.
7. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М. : Изд-во РУДН, 2005. 299 с.
8. Психологические проблемы российских подростков (1993–2013 гг.): к 20-летию открытия психолого-педагогического факультета / под ред. Л. А. Регуш. СПб. : ЭлвиПринт, 2017. 297 с.
9. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Академия, 1996. 416 c.
10. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся / под ред. Л. А. Даринской. СПб.: СПбГУ, 2017. 124 с.
11. Рабочая концепция одарённости. Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, Ю. Д. Бабаевой и др. 2-е изд., расш. и перераб. М. : Министерство образования РФ, 2003. 95 c.
12. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2004. 368 с.
13. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017. 181 с.
14. Coleman L. J., Cross, T. L. Is Being Gifted a Social Handicap? // Journal for the Education of the Gifted. 2014. Vol. 37(1). Pp. 5–17.
15. Coleman L. J., Sanders M. D. Understanding the Needs of Gifted Students: Social Needs, Social Choices and Masking one’s Giftedness // The Journal of Secondary Gifted Education. 1993. Vol. 5. No 1. Pp. 22–25.
16. Freeman J. Emotional problems of the gifted child // Journal of Child Psychology and Psychiatry. July 1983. Vol. 24, Issue 3. Pp. 481–485. DOI: 10.1111/j.1469-7610.1983. tb00123.x.
17. Freeman J. The Emotional Development of Gifted and Talented Children [Electronic resource] // Journal Gifted and Talented International. 2006.Vol. 21. Issue 2. Pp. 20–28. Published online: 01 Jun. 2016. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1533 2276.2006.11673472. https://doi.org/10.1080/15332276.2006.11673472 (mode of access: 24.09.2019).
18. Hidalgo M.F. Parenting the Gifted and Talented Child: A Qualitative Inquiry of the Perceptions of Mothers Regarding their Unique Experiences in Raising Gifted and Talented Children [Electronic resource]. LSU Doctoral Dissertations, etd - 03032017-144640. 2016. 215 p. URL: https://digitalcommons.lsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5275&context=gradschool_dissertations(mode of access: 24.07.2018).
19. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: A meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Needs. 2011. Vol. 11 (2). Pp. 130–140. DOI:10.1111/j.1471-3802.2010.01166.
20. Manor-Bullock R., Look C., Dixon D. N. Is giftedness socially stigmatizing? The impact of high achievement on social interactions // Journal for the Education of the Gifted. 1995. Vol. 18. Pp. 319–338.
21. Masden Catherine A.; Leung Olivia N.; Shore Bruce M.; Schneider Barry H.; Udvari Stephen J. Social-Perspective Coordination and Gifted Adolescents’ Friendship Quality // High Ability Studies. 2015. Vol. 26. Issue 1. Pp. 3–38. 2. DOI: 10.1080/13598139.2015.1028613.
22. Neihart M., Reis, S. M., Robinson N. M., Moon S. M. Risk and resilience in gifted children: A conceptual framework // In M. Neihart, (Eds.). The social and emotional development of gifted children: What do we know? Waco. TX: PrufrockPress, 2002. Pp. 113–122.
23. Neihart M. The impact of giftednesson Psychological Well-being // Roeper Review. 1999. Vol. 22. No. 1. Pp. 10–17.
24. Piechowski M. M. Developmental potential / In N. Colangelo & R. T. Zaffrann (Eds.). New voices in counseling the gifted. Dubuque, IA: Kendall/Hunt, 1979. Pp. 25–27.
25. RyffС. D., Keyes С. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69(4). Pp. 719–727. http://dx.doi. org/10.1037/0022-3514.69.4.719.