Читающий университет как креативное пространство

Автор(ы):

Залуцкая Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы, SPIN-код: 2393-0363, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, тел.: +7(4112)496828, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Никонова Надежда Ильинична

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, SPIN-код: 6675-2950, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, тел.: +7(4112)496828, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются особенности культуры чтения молодёжи в федеральном вузе. По мнению авторов, образовательная среда федерального университета должна быть нацелена на создание педагогических условий, реализация которых позволит воспитать будущего специалиста в различных сферах деятельности как личность, способную к самообразованию и саморазвитию посредством чтения. Отмечается, что формирование читателя происходит через аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов с использованием актуальных для высшей школы технологий, ориентированных на стимулирование читательской активности обучающихся. Материалы и методы. Использованы методы наблюдения, анкетирования, проектирования читательской среды. Представлены промежуточные результаты долгосрочного социально-культурного проекта «Читающий университет». Обоснованы различные подходы, поддерживающие интерес к чтению, стимулирующие самостоятельный и творческий выбор читателя. Результаты исследования. Проведённый статистический анализ мотивов чтения первокурсников вскрывает социальную природу читательских потребностей и интересов обучающихся, определяя место и значение чтения в их жизни. Характеристика читательского портрета пятикурсников указывает, что чтение им необходимо для самообразования, личностного и профессионального развития. Студенты в начале обучения в вузе нуждаются в педагогическом регулировании их читательской деятельности. Старшекурсники имеют сформированную готовность к самостоятельному досуговому чтению; их читательский опыт может быть применим в работе с потенциальными абитуриентами и первокурсниками. Обсуждения и заключения. В системе руководства чтением молодёжи, в повышении культуры чтения студентов значительная роль отводится образовательной среде федерального университета, в частности технологиям, цель которых – воспитание читателя «через всю жизнь».

Ключевые слова: социально-культурный проект, воспитание читателя, вуз, мотивация, творчество.

Для цитирования: Залуцкая С. Ю., Никонова Н. И. Читающий университет как креативное пространство // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13.  № 1 (42). С. 91–102. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-91-102.

УДК: 378.147-322

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-91-102

Дата поступления в редакцию: 24.10.2018.

Список литературы:

1. Емельянов И. С. Чтение как проблема образования и формирования личности студента // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 4.  С. 126–128.

2. Михайлова Е. И. О перспективных направлениях и задачах деятельности Северо-Восточного федерального университета на 2017–2018 учебный год. [Электронный ресурс] // доклад ректора СВФУ ; 31 августа 2017 года.  URL: https://www.svfu.ru/ kolonkarektora/detail.php?ID=86304 (дата обращения: 25.07.2018).

3. Мишлимович М. Я. Изучение русской литературы – важное условие формирования культуроведческой и читательской компетенции иностранных студентов // Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: диалог культур : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Бердникова [и др.].  Чебоксары. 2018. С. 198–199.

4. Чудинова В. П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. № 3. С. 44–49.

5. Jacobson L. A., Koriakin T., Lipkin P., (...), Gruen J. R., Mahone E. M. Executive Functions Contribute Uniquely to Reading Competence in Minority Youth. Journal of Learning Disabilities. 2017. № 50 (4). Р. 422–433.

6. Jimеnez E. D. P., Alarcоn R., de Vicente-Yague M. I. Reading Intervention: Correlation Between Emotional Intelligence and Reading Competence in High School Students. Revista de Psicodidactica. 2019. № 24 (1). Р. 24–30.

7. Sosnovskaya I.V., Drozdov V.V., Klimenko T.V., Roshchina O.E., Sadretdinov D.F. Socio-pedagogical alternatives of modernization of the university educational process: The real and virtual space. International Journal of Environmental and Science Education Volume. 2016. № 11, Issue 17. P. 9903–9911.

8. Völlinger V. A., Spörer N., Lubbe D., Brunstein J. C. A path analytic test of the reading strategies mediation model: Relating cognitive competences and motivational influences to individual differences in fifth-grade students’ reading comprehension. Journal of Educational Research. 2018. № 111(6). Р. 733–745.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 3 | Скачиваний: 4