Приоритеты потребностей обучающихся при использовании дистанционных образовательных технологий медицинского вуза

Автор(ы):

Ольга Владимировна Музалева, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, https://orcid.org/0009-0006-0569-9289, SPIN-код: 8329-0708, AuthorID: 763708, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

194044, Россия, г. Санкт-Петербург. ул. Академика Лебедева, 6, тел.: +7 (812) 2923201, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Азиза Халиловна Ахминеева, доктор медицинских наук, доцент, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, https://orcid.org/0000-0002-9768-4423, SPIN-код: 1302-7645, AuthorID: 584505 SCOPUS ID: 56525345200, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

194044, Россия, г. Санкт-Петербург. ул. Академика Лебедева, 6, тел.: +7 (812) 2923201, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются превалирующие потребности различного контингента обучающихся по программам специалитета и дополнительным программам последипломного образования в военной образовательной организации, что являлось целью работы. Данный вид обучения ранее был успешно реализован в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, чему послужил предшествующий многолетний опыт заочного обучения по дополнительным образовательным программам последипломного образования. Выявление актуальных потребностей разного контингента обучающихся частично посредством дистанционного обучения в системе высшего медицинского образования предполагает возможность эффективно изменять формы организации учебного процесса в высшей школе.

Материалы и методы. Респондентами являлись 119 человек, обучающиеся по различным образовательным программам Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (64 студента и 55 врачей). Основным методом исследования было анонимное анкетирование по 27 вопросам для студентов и 26 вопросам для врачей (исключён вопрос о возможности использования дистанционного обучения для образования по базовым дисциплинам специалитета), разработанным на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Анкетирование было добровольным и носило анонимный характер.

Результаты исследования. Определены приоритеты обучающихся различного контингента в отношении видов занятий, форм обучения и применения дистанционных образовательных технологий в целом.

Обсуждение и заключение. Комбинированный подход, объединяющий как традиционные, так и дистанционные методы обучения, может предоставить студентам и врачам наилучшую возможность для развития своих навыков и обогащения знаний в целях совершенствования и адаптации к изменяющимся потребностям обучающихся и в целом индустрии. Особенностью обучения в медицинском вузе является отсутствие возможности полного перехода на дистанционный формат обучения в связи с необходимостью формирования практических навыков на занятиях в аудитории. Учёт особенностей медицинского образовательного учреждения высшего образования предполагает необходимость определения оптимального соотношения очной и дистанционных форм обучения, что обосновывает дальнейшее изучение мнения обучающихся разного контингента, их удовлетворённости дистанционным обучением и выявление актуальных потребностей в соответствии с образовательными программами.

Ключевые слова: образовательные подходы, дистанционное обучение, анкетирование, студенты медицинских вузов, врачи, средства и методы обучения, информационные системы обучения

Для цитирования: Музалева О. В., Ахминеева А. Х. Приоритеты потребностей обучающихся при использовании дистанционных образовательных технологий медицинского вуза // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 548–561. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-548-561

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-548-561

УДК: 316.628:004.9:614.2

Статья поступила в редакцию 17.11.2023, одобрена после рецензирования 08.12.2023, принята к публикации 10.12.2023.

Список источников:

1. Sherron T. G., Boettcher J. V. Distance Learning: The Shift to Interactivity. // CAUSE Professional Paper Series. 1997. No 17. Pр. 1–32.

2. Matthews D. The Origins of Distance Education and Its Use in the United States // T. H. E. Journal. 1999. Vol. 27, No 2. Pр. 56–66.

3. Van Horn R. Technology. Phi. Delta Kappan. 1996, February. 796 р.

4. Landman A, Yagi Y, Gilbertson J, Dawson R, Marchevsky A, Becich MJ. Prototype Web-based continuing medical education using FlashPix images. Proc AMIA Symp. 2000. Рр.: 462–466.

5. Accreditation Council for Continuing Medical Education. ACCME 2017 data report addendum PDF [Electronic resource]. 2019. URL: https://www.accme.org/publications/accme-2017-data-report-addendum-pdf (mod of access: 07.11.2023).

6. Stancic N, Mullen P. D., Prokhorov A. V., Frankowski R. F., McAlister A. L. Continuing medical education: what delivery format do physicians prefer? J Contin Educ Health Prof. 2003 Summer. Vol. 23(3). Рр. 162–167. https://doi.org/10.1002/chp.1340230307

7. Curran VR, Keegan D, Parsons W., Rideout G., Tannenbaum D., Dumoulin N., Kirby F., Fleet L. J. A comparative analysis of the perceived continuing medical education needs of a cohort of rural and urban Canadian family physicians. Can J Rural Med. 2007 Summer. Vol. 12(3). Рр. 161–166.

8. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. No 10. С. 105–111.

9. Лобачев И. В., Соловьев А. И., Корнилов В. А., Резванцев М. В. Аккредитация военно-медицинских специалистов и непрерывное медицинское образование // Вестник военного образования. 2018. No 3(12). С. 74–78.

10. Ахминеева А. Х., Михеев А.В. Особенности преподавания дисциплин «Профилактика заболеваний» и «Основы здорового образа жизни» ординаторам, обучающимся по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Современные здоровьесберегающие технологии. 2023. No 2. С. 5–13.

11. Музалева О. В., Ахминеева А. Х. Анализ мнения обучающихся о дистанционном обучении в медицинском вузе // Современные здоровьесберегающие технологии. 2023. № 1. С. 35–43.

12. Дмитриев Г. В., Лемешкин Р. Н., Елисеев Д. Н, Блинов В. А., Чувашев М. Л., Елизарьев С. В. Подготовка военно-медицинских специалистов в области управления медицинским обеспечением войск (сил) в рамках учебной дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций» // История военного образования в медицинских вузах : мат- лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Ростов-на-Дону, 27–28 апреля 2018 года). Ростов н/Д. : РГМУ, 2018. С. 132–135.

13. Котив Б. Н., Мазур А. Ф., Овчинников Д. В. Новое – хорошо забытое старое? Опыт формирования системы заочной формы подготовки научно-педагогических кадров вуза // Вестник военного образования. 2020. No 1(22). С. 44–48.

14. Свистунова В. Ю. Характеристика электронно- образовательной среды Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, No S4. С. 237–240.

15. Данилова М. Н., Могилатова А. А. Оценка обучающимися результативности дистанционного обучения в условиях самоизоляции // Вопросы студенческой науки. 2020. No 12(52). С. 171–177.

16. Коробейникова Е. Г., Крупкин А. А., Лебедев А. Ю., Усманов Н. Б. Оценка достоверности контроля знаний при дистанционном и смешанном обучении // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. Т. 1. С. 301–303.

17. Музалева О. В., Кряжев Д. А., Зеленина Л. В. Субъективная оценка состояния здоровья и отношение к здоровому образу жизни студентов-медиков // Современные научные и образовательные стратегии в общественном здоровье: сб. трудов российской науч.-практ. конф. (16–17 марта 2018 г.). СПб., 2018. С. 136–142.

18. Музалева О. В., Романенко В. А., Соломаха Г. Л. Удовлетворенность обучающихся дистанционными образовательными технологиями как показатель оценки эффективности использования информационных систем в медицинском вузе // Эффективное управление и контроль в здравоохранении : науч.-практ. конф. (11 марта 2022 г., г. Санкт-Петербург), СПб. : изд-во Военно-мед. Академии им. С. М. Кирова, 2022. С. 44–47.

19. Tretter J. T, Windram J., Faulkner T., Hudgens M., Sendzikaite S., Blom N. A., Hanseus K., Loomba R. S., McMahon C. J., Zheleva B., Kumar R. K., Jacobs J. P., Oechslin E. N., Webb G. D., Redington A. N. Heart University: a new online educational forum in paediatric and adult congenital cardiac care. The future of virtual learning in a post-pan- demic world? Cardiol Young. 2020. Vol. 30(4). Pp. 560–567. DOI: https://doi.org/10.1017/ S1047951120000852

20. Cheng C., Papadakos J., Umakanthan B., Fazelzad R, Martimianakis M. A. T., Ugas M., Giuliani M. E. On the advantages and disadvantages of virtual continuing med- ical education: a scoping review. Canadian Medical Education Journal 2023. Vol. 14, Is. 3. Pp. 41–74. DOI: 10.36834/cmej.75681

21. Осадчий О. Е. Чем дистанционное обучение отличается от традиционной учебной программы в медицинском образовании? Кубанский научный медицинский вестник. 2020. Т. 27, No 5. С. 175–183. DOI: https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-5-175-183

22. Маджаева С. И., Гагарина Е. Ю. Цифровое образование: плюсы и минусы // Образование в условиях цифровой трансформации: Избранные материалы научно-практической конференции в рамках НОМК «Южный» (2 февраля 2022 г., Ростов-на-Дону). Ростов н/Д. : Изд-во РГМУ, 2022. С. 27–33.

23. Красносельских Т. В., Тельнюк И. В., Худик В. А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. No 3-1. С. 100–114. DOI 10.31862/2073-9613-2020-3-100-114

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 8