Основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению

  • Печать

Автор(ы):

Позднякова Татьяна Ивановна

профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Статья посвящена проблеме охраны и гигиены голоса детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению. Автор обращает внимание на голосовую нагрузку детей как основу развития голоса, его охрану и гигиену. В статье выделены гигиенический и педагогический аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста. Именно знание и понимание этих аспектов голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению даёт необходимое методическое мастерство педагогам и является основой вокально-педагогической деятельности в системе общего и дополнительного вокального образования детей.

Ключевые слова: детский голос, охрана и гигиена голоса, певческая голосовая нагрузка, фальцетный механизм фонации, художественный репертуар.

Для цитирования: Позднякова Т. И. Основные аспекты голосовой нагрузки детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 8–25. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-18-25

УДК: 372.578

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-18-25

Дата поступления в редакцию: 20.06.2018.

Список литературы:

1. Курдина Е. С. Самостоятельная подготовка детей-вокалистов к музыкально-ис-полнительской деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 214–219.

2. Лепёхина Т. В. Проблемы детского голоса // Сборник научных трудов VI Международного фониологического конгресса «Голососберегающие технологии: клинические, гигиенические и педагогические аспекты» 17–19 апреля 2017 года. М. : Граница, 2017. С. 37–44.

3. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [2-е изд., испр. и доп.]. М. : МГК им. П. И. Чайковского, ИП РАН, Центр «Искусство и Наука», 2008. 589 с.

4. Плотников К. Ю. Вокальный репертуар для общего музыкального образования: принципы и критерии формирования // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации : Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. Таганрогского ин-та им. А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 14 апреля 2017 г. / науч. ред. Карнаухова Т. И. Таганрог : Изд-во Таганрог. пед. ин-та им. А. П. Чехова, 2017. С. 505–513.

5. Позднякова Т. И. Вокально-педагогические взгляды на детское вокальное воспитание в России в XX в. // Музыкальное образование в современной социокультурной ситуации : Мат-лы обл. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. И. Позднякова. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. С. 33–39.

6. О фониологии – науке о голосе человека, её значении и путях внедрения в профессиональном пространстве : науч.-метод. пособие / отв. ред. Л. Б. Рудин. М. : Граница, 2014. 52 с.

7. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению : учеб. пособие. СПб. : Лань, Планета музыки, 2016. 144 с.

8. Рудин Л. Б. Медико-профилактическая технология // Пути оптимизации трудового процесса и профилактики дисфоний у вокалистов : метод. рекомендации. М. : ФГБНУ НИИ МТ, 2017. 44 с.

9. Стулова Г. П. Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой // Наука и школа. 2017. № 4. С. 98–103.

10. Стулова Г. П. Факторы педагогического воздействия на тембр певческого голоса // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 4. С. 90–104.

11. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования // Специальное образование. 2013. № 3 (31). С. 98–106.

Скачать статью в формате pdf