Научно-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе

  • Печать

Автор(ы):

Журавлева Маргарита Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма,

ORCID: https://orcid.org/00000003-2205-9081, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наконечных Валентина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общеcтвенностью, ORCID: https://orcid.org/00000003-0846-4873, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе. Изменения, связанные с интеграцией федеральных образовательных стандартов с профессиональными стандартами, определяют навыки и умения, сопряжённые с формированием профессиональных компетенций. Цель исследования – разработка модели формирования профессиональной компетенции на основе анализа научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе. Материалы и методы. В ходе проводимого исследования были выбраны три группы методов: методы эмпирического исследования; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; методы теоретического исследования. Результаты исследования. На основании проведённого исследования мы пришли к следующим выводам: формирование профессиональной компетентности возможно при сформированности профессиональных компетенций. Показатели профессиональных компетенций отражают потребности будущего специалиста. Все профессиональные компетенции соответствуют видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Ключевые компетенции будущего специалиста составляют такие компоненты, как когнитивная, коммуникативная готовность, информационная квалифицированность и профессиональная мобильность, что возможно в процессе использования технологии «Портфолио», повышающей уровень сформированности профессиональной компетенции студентов. Заключение. Проблематика исследования продиктована положениями, связанными с тем, что современному профессиональному сообществу необходимы специалисты, получившие качественное профессиональное образование, сочетающее фундаментальную подготовку и сформированность профессиональных компетенций. Именно поэтому развитие профессиональной компетентности как одной из значимых характеристик будущего специалиста является важнейшей задачей высшего профессионального образования. Для установления условий и последовательности формирования профессиональной компетенции, а также для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности в целом нами в качестве образовательной технологии рассматривается портфолио студента. Оценить компоненты компетенции на разных стадиях обучения позволит процесс разработки портфолио и траектория формирования профессиональной компетенции. И, таким образом, можно диагностировать протекание процесса формирования профессиональной компетенции.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, педагогическое моделирование, модель формирования профессиональных компетенций, коммуникативные навыки, портфолио, высшее образование, критериально-оценочная модель.

Для цитирования: Журавлева М. М., Наконечных В. Н. Научно-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 227-239. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-227-239.

УДК: 301.3

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-227-239

Дата поступления в редакцию: 30.01.2019

Список литературы:

1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

2. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании : монография. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2012. 240 с.

3. Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс : учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 121 с.

4. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. 2011. № 3. С. 2. URL: http://engineering-science.ru/doc/170201.html (дата обращения: 23.04.2019).

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 480 с.

6. Наконечных В. Н., Сивкова А. В. Проблематика реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза / Образование и наука в современных условиях : сб. мат-лов VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 26 февр. 2016 г. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. № 1 (6). С. 178–181.

7. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2019).

8. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев и др.; под ред. Е. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.

9. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода : монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 243 с.

10. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 16 с.

11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск. : РБИУ, 2010. 317 с. 12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : ВЛАДОС, 2006. 239 с.

Скачать статью в формате pdf