Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка

  • Автор(ы):

Наумова

Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

672039, г. Чита, ул. Александро-

Заводская, 30

tel.: 8(3022)352839

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Клименко

Татьяна Николаевна

кандидат филологических наук, до­цент кафедры европейских языков и лингводидактики

Забайкальский государственный университет

672039, г. Чита, ул. Александро-За­водская, 30

тел.: 8(3022)352839

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  • Аннотация. Статья посвящена проблеме оценивания образователь­ных достижений выпускников вуза – бакалавров педаго­гического образования профиля «Образование в области иностранного языка» на итоговом государственном экзамене. Оценивание образовательных достижений выпускников вуза – сложный, многоэтапный процесс, направленный на выявление уровня профессиональной подготовки выпускников и повышение качества образо­вательного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования, а также работодателей, спецификой региона; предопре­деляющий создание инновационной технологии оценива­ния. Недостаточно разработанные критерии, слабая нормативная, методологическая и методическая база проведения интегрированных экзаменов с применением компетентностного подхода не позволяют качествен­но решить проблему оценивания образовательных до­стижений студентов, определения их соответствия образовательным запросам работодателей. В данной статье предлагается комплексная технология оценки, отражённая в интегрированной междисциплинарной модели итогового государственного экзамена, разрабо­танная на основе компетентностного и интегратив­ного подходов.

В современном профессиональном образовании компе­тентностный подход занимает ведущее место в оце­нивании образовательных достижений студентов, а также интегративный подход к профессионально-лич­ностному становлению будущего педагога. Предла­гаемая модель итогового государственного экзамена (ИГЭ) разработана на основе компетентностного и интегративного подходов, носит междисциплинарный и интегрированный характер и направлена на выявле­ние уровня профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности, сформированности про­фессиональных компетенций у выпускников – бакалав­ров педагогического образования в области иностран­ного языка, связанных с проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельностью буду­щих учителей. В предлагаемой модели авторы с пози­ций системно-деятельностного подхода раскрывают её целевой, содержательный, организационно-деятель­ностный и аналитико-результативный компоненты. Даётся подробная характеристика особенностей ор­ганизации и проведения итогового государственного экзамена.

Педагогическая деятельность будущих учителей ино­странного языка является ведущей и предполагает прочные знания не только иностранного языка, но и психолого-педагогических основ обучения и воспитания. Педагог должен уметь использовать современные тех­нологии преподавания иностранного языка с учётом возрастных особенностей школьников, прогнозировать возможности, потребности и достижения учеников, осуществлять взаимодействие с образовательными организациями и родителями, решать другие професси­ональные задачи. Авторы надеются, что разработан­ные различные виды заданий и критерии их оценивания позволят объективно решить проблему оценивания образовательных достижений выпускников, выявить уровень сформированности профессиональной компе­тентности будущих учителей иностранного языка, позволят проверить возможности будущих учителей иностранного языка в области педагогической, проект­ной и научно-исследовательской деятельности, прове­рить валидность практико-ориентированного подхода современной системы образования на данной ступени обучения. В помощь выпускникам – будущим учителям иностранного языка коллектив авторов Забайкальского государственного университета разработал учебное пособие «Итоговый государственный экзамен бакалав­ра педагогического образования», анализ которого под­робно представлен в настоящей статье.

 

  • Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, итоговый госу­дарственный экзамен (ИГЭ), компетентностная оцен­ка бакалавров, педагогическая деятельность, уровень профессионально-личностной готовности, федераль­ный государственный образовательный стандарт выс­шего образования, инновационная технология оценки, интегрированная междисциплинарная модель, компе­тентностный подход, интегративный подход, учитель иностранного языка.

 

Для цитирования: Наумова О. С., Клименко Т. Н. Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 104–124.

 

УДК: 378.146.9

DOI:

 

Список литературы:

1. Безукладников, К. Э. Целостность лингвометодической подготовки учителя на основе диалогического подхода / К. Э. Безукладников, М. А. Мосина // Международ­ный журнал экспериментального образования, Пенза : Академия Естествознания. – 2016. – № 1. – С. 145–149.

2. Варламова, Е. Ю. Этнокультурный компонент содержания профессиональной компетентности бакалавров иноязычного педагогического образования [Электрон­ный ресурс] // ciberleninka.ru : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-podgotovki-bakalavrov-inoyazychnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.01.2018).

3. Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессио­нально-личностного становления будущего педагога в университете : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Е. О. Галицких. – СПб., 2002. – 387 с.

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 14 с. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

5. Добрынина, О. Л. Компетентностный подход в образовании: за и против / О. Л. Добрынина // Учёные записки Петрозаводского государственного универ­ситета. – Пет розаводск : Изд-во ПГУ. – 2009. – № 8 (102). – С. 39–43.

6. Загвязинский, В. И. О системном подходе к реформированию отечественного образования / В. И. Загвязинский // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 12–18.

7. Звонников, В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (ком­петентностный подход) : учеб. пособие ; 2-е изд., перераб. и доп. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М. : Логос, 2012. – 280 с.

8. Итоговый государственный экзамен бакалавра педагогического образования : учеб. пособие / сост. Т. Н. Клименко, И. Н. Костина, С. Н. Михалёва [и др.]. – Чита : ЗабГУ, 2017. – 236 c.

9. Лазоренко И. Р. Интегративный подход к проектированию и реализации про­грамм внешнего образования в педагогическом вузе: потребность, опыт, перспективы / И. Р. Лазоренко, С. П. Волохов // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 3 (29). – С. 35–41.

10. Макеева, С. Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка / С. Н. Макеева // Вестник Бурятского государственного универси­тета. – 2010. – № 15. – С. 201–205.

11. Осипов, В. В. Интегративный подход в формировании компетенций в образо­вательном процессе / В. В. Осипов, Т. П. Бугаева // Современные наукоёмкие техно­логии – 2017. – № 1. – С. 140–144.

12. Профессиональный стандарт учителя иностранного языка [Электронный ре­сурс] // Инфоурок : сайт. – URL: https://infourok.ru/noviy-professionalniy-standart-dlya-uchiteley-inostrannogo-yazika-2050678.html (дата обращения: 26.12.2017).

13. Rose, Chris. Rock’n’rollgrandadsby [Электронный ресурс] / Chris Rose // сайт Британского Совета. – URL: http://learnenglish.britishcouncil.org/magazine-articles/rock-and-roll-grandads (дата обращения: 26.12.2017).

Скачать статью в формате pdf

 

 

104