Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен

  • Печать

Автор(ы):

Татарова Светлана Петровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности, ORCID: https://orcid.org//0000-0002-6276-0852, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7(3012)233326, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Харитонова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9600-5161, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7(3012)233326, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье раскрываются такие методологические подходы к реализации патриотического воспитания, как аксиологический и системно-деятельностный, интерактивный, проектный, которые были положены в основу организации летних лагерных смен, направленных на патриотическое воспитание личности. Также рассматривается влияние психологической теории мотивации деятельности и концепции социально-культурного развития личности на формирование патриотизма современных подростков.

Материалы и методы. В работе обобщён опыт проведения летних тематических лагерных смен на базе загородного оздоровительного лагеря «Уголёк» Республики Бурятия в период 2016–2018 гг.

Результаты исследования. В ходе работы педагогического коллектива по формированию патриотического сознания у представителей подрастающих поколений была разработана и апробирована модель тематической военно-исторической смены «Восточные рубежи России», в ходе которой были реализованы существующие теоретические концепции патриотического воспитания. Во время смен применялись различные формы активизации интереса школьников к истории своей страны, региона, проводились мастер-классы, экскурсии, вечера-встречи и др., способствующие более глубокому осознанию участниками смены любви к своей малой родине, формированию ответственности за будущее своей страны.

Обсуждение и заключение. Апробация модели тематических военно-исторических смен «Восточные рубежи России» показала свою высокую результативность, продемонстрировала большой интерес участников смен к видам деятельности и формам работы, используемым в ходе реализации патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотизм, аксиологический подход, деятельностный подход, проектная деятельность, формирование личности, патриотическое воспитание.

Для цитирования: Татарова С. П., Харитонова С. А. Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 431–441. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-431-441

УДК: 37.035.6

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-431-441

Дата поступления в редакцию: 29.01.2019

Список литературы:

1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. С. 17–20.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования, 2008. № 2. С. 17–18.

3. Ариарский М. А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник СПбГУКИ, 2013.·№ 2 (15). С. 38–43.

4. Зайчиков А. Н. Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Владикавказ, 2000. 25 с.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов вузов. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.

6. Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. 2008. № 7. С. 50–53.

7. Миралиев А. М., Юлдошева Д. Ж. Опытно-экспериментальное апробирование технологии по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах Таджикистана // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных Наук / Паёми Донишгоњи миллии тољикистон. Силсилаи Илмњои Љомеашиносї. Душанбе : Сино. 2016. № 3–2. С. 220–226.

8. Малова О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов // Высшее образование в России, 2007. № 10. С. 125–127.

9. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «живая история») // Педагогическое образование России. 2015. № 12. С. 210–214.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 12.02.2019).

11. Харитонова С. А., Татарова С. П. Современные технологии патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции молодежи // Современные социальные технологии в работе с молодежью: сборник статей II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Р. Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 581–587.

12. Щедровицкий Г. П. Организация. Руководство, управление. [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://klex.ru/b5b (дата обращения: 20.12.2018).

13. Яковлев С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания // Сибирский педагогический журнал, 2009. № 1. С. 224 –233.

14. Curren R., Dorn Ch. Patriotic Education in a Global Age (History and Philosophy of Education Series). Chicago. London. Kindle Edition, 2018. 192 p.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 7 | Скачиваний: 16