Факторы включения ребёнка с множественными нарушениями развития в детскую субкультуру

  • Печать

Автор(ы):

Кудинова Наталья Анатольевна, аспирант, руководитель программы в Благотворительной автономной некоммерческой организации «Ресурсный центр поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и их семей «Ясенева Поляна», ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-3993-5087, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

127006, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, 16, стр. 3, пом. 1, ком. 3 тел.: +7(495)2129209, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье рассматривается педагогическая проблема влияния детской субкультуры на процесс социализации ребёнка с множественными нарушениями развития. Цель исследования: определить факторы включения ребёнка с тяжёлой степенью инвалидности (мотивация, условия, этапы, вспомогательные функции ассистентов) в детский коллектив.

Материалы и методы. Объектом исследования являются условия и этапы расширения социокультурной среды ребёнка. Исследование проводилось с использованием методов включённого наблюдения, опроса, беседы и контент-анализа в период с 2016 по 2018 год. В качестве ведущей применялась методика первичной оценки психофизических возможностей ребёнка, разработанная дефектологами Ресурсного центра для слепоглухих. Участие в исследовании приняли 55 семей из г. Москвы, получающие услугу по кратковременному присмотру за ребёнком на дому (услуга «Передышка»).

Результаты исследования показали, что решающую роль при определении социального окружения ребёнка с множественными нарушениями развития играют степень его самостоятельности, характер коммуникации с окружающим миром и идеология родительской субкультуры. Наиболее эффективным механизмом включения ребёнка в детскую субкультуру является предварительное социализирующее общение с несовершеннолетними родственниками и близкими друзьями.

Заключение. В перспективе данные исследования будут включены в процесс разработки комплексной модели работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: факторы включения ребёнка в детский коллектив, условия социализации ребёнка, альтернативные средства коммуникации, ребёнок с множественными нарушениями развития, социальное окружение, принципы организации коммуникативного пространства.

Для цитирования: Кудинова Н. А. Факторы включения ребёнка с множественными нарушениями развития в детскую субкультуру // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 584–597. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-584-597

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-584-597

УДК: 376.35

Дата поступления в редакцию: 17.01.2019

Список литературы:

1. Ахтаев М. Б., Буркитбаева Д. Б., Жорабекова Г., Жунисбекова Ж. А., Мусаева М. Роль детского коллектива в воспитании личности [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 2. URL: https://www.eduherald.ru/ru/ article/view?id=18440 (дата обращения 30.04.2019)

2. Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие. М. : Полиграфсервис, 2001. 120 с.

3. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Сборник игр и упражнений. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 48 с.

4. Герасимова В. В. Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Проблемы и перспективы развития образования : мат-лы IX Междунар. науч. конф. Краснодар, август 2018 г. Краснодар : Новация, 2018. С. 32–35.

5. Айвазян Е. Б. Груничева С. И. Социальный портрет детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах // Дефектология. 2017. № 4. С. 10–20.

6. Дуда И. В., Петрик Н. А. Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы // Молодой учёный. 2018. № 14 (200). С. 49–52.

7. Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. М. : Теревинф, 2015. 57 с.

8. Корнетов Г. Б. Дайте жить детям. М. : Карапуз, 2010. 45 с.

9. Кочурова Л. Н. Место игрового сеанса «Круг» в работе с детьми 4-5 лет [Электронный ресурс] // Воспитатель детского сада. 20.10.2016. URL: https://www.vospitatelds.ru/ categories/7/articles/317 (дата посещения: 05.05.2019).

10. Критерии программ «равный – равному» по профилактике ВИЧ-инфекции и продвижению идеи здорового образа жизни среди молодежи в Российской Федерации: руководство для практиков. М. : ЮНФПА. 116 с.

11. Макаренко А. С. О моем опыте // Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 248–266.

12. Маллер А. Р. У Вас особенный ребенок. Книга для родителей. Коррекционная педагогика. М., 2014. С. 5–6.

13. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. М. : Гардарики, 2005. 269 с.

14. Мещерякова Э. И., Иванова В. С. Учет отношения родителей к заболеванию ребенка ДЦП в психологическом сопровождении семьи. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 5.

15. Муталимова С. М., Магомедова А. Н. Роль семьи с социализации ребенка с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум – 2011. III Международная студенческая научная конференция. URL: https:// scienceforum.ru/2011/article/2011001906 (дата обращения 30.04.2019).

16. Серкина А. В. Взаимодействие воспитателей с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития вне ситуации ухода за ними [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики 2018. № 32 «Ранняя помощь: от исследований к практике». URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/theinteraction-of-teachers-with-kids-with-severe-multiple-disabilities-this-care (дата обращения 05.05.2019).

17. Серкина А. В., Груничева С. И., Мещерякова И. А. Взаимодействие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости с разными взрослыми в условиях учреждения для детей-сирот // Дефектология. 2017. № 5. С. 44–52.

18. Симонян М. Д. Вовлечение ребенка с ОВЗ в классный коллектив [Электронный ресурс] // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/vovlechenie-rebyonka-s-ovz-v-klassniykollektiv-1155912.html (дата обращения 25.04.2019 17.30).

19. Сороко Е. Н. Современные подходы к обучению коммуникации детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения // Специальное образование. 2018. № 2. С. 135–146.

20. Стребелева Е. А., Закрепина А. В., Кинаш Е. А., Шалимова Т. И., Бутусова Т. Ю., Кремнева Е. А. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие. М. : ИНФРА-М, 2019. С. 3–5.

21. Чимидов Ц. Инклюзивный лагерь для слепоглухих детей откроется в Москве [Электронный ресурс] // ОТР. Общественное телевидение России. 03.06.2018. URL: https://otr-online.ru/news/inklyuzivnyy-lager-dlya-slepogluhih-detey-otkroetsya-v-moskve-105131.html (дата обращения: 29.03.2019).

22. A Guide to Working with Parents of Children with Special Needs. SEN, 2014. 48 p.

23. Harry E., Rueda R., Kalyanpur M. Cultural Reciprocity in Sociocultural Perspective: Adapting the Normalization Principle for Family Collaboration // Exceptional Children. 1999. Vol. 66. Issue 1. Pp. 123–136.

24. NAEYC Position Statement: Code of Ethical Conduct and Statement of Commitment [Electronic resource] // National Association for the Education of Young Children. Revised May 2011. URL: http://www.naeyc.org/positionstatements/ethical_conduct (mode of access: 05.05.2019).

25. Working with Families of Children with Special Needs. [Electronic resource] // Virtual Lab School. URL: https://www.virtuallabschool.org/preschool/family-engagement/lesson-4 (mode of access: 01.05.2019).

 

Скачать статью в формате pdf