Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога

  • Печать

Автор(ы):

Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, профессор, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-2345-6789, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7(383)2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Умбрашко Константин Борисович, доктор исторических наук, профессор, ректор, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-1501-1402, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7(383)2231257, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Цель статьи – представить расширенный анализ особенностей гуманитарного знания с позиций компетентностного и коммуникативного подходов к развитию культурно-ориентированной личности современного педагога в контексте теории культурного самоопределения.

Материалы и методы. Концепции и примерные программы учебно-методических комплексов по социально-гуманитарным дисциплинам («Отечественная история», «Филология» и «Иностранные языки») для общеобразовательной школы; модульные дополнительные профессиональные образовательные программы для педагогов, формирующие технологическую содержательность культурного полилога/диалога с участниками образовательного процесса; тексты перечисленных источников изучаются в рамках гуманитарных практик на предмет эффективности с помощью таких методов, как-то: контент-анализ, лонгитюдный эксперимент, анкетирование, интервьюирование, лингвистическое тестирование, констатирующие и формирующие срезы.

Результаты исследования. Характеристика ценностно-развивающих культурно-ориентированных практик в искомой системе, а также актуализация региональных особенностей информационно-образовательного пространства в аспекте обновлённых ценностей отечественной системы образования.

Заключение. На основе анализа активных методик и форм повышения квалификации и профпереподготовки, а также обучения педагогических работников показаны перспективы культурного самоопределения личности учителя; ставится перспективная задача изменения содержательной технологичности и расширения границ культурно-ориентированной личности обучающихся в осмыслении и понимании современных глобальных процессов в мире на региональном уровне.

Ключевые слова: глобальные процессы, философия образования, поликультурный мир, культурное самоопределение личности, федеральный проект «Учитель будущего», предметные концепции.

Для цитирования: Буланкина Н. Е., Умбрашко К. Б. Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 49-61 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-49-61

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-49-61

УДК: 371.398+009

Дата поступления в редакцию: 10.01.2019

 

Список литературы:

1. Буланкина Н. Е., Малахова Н. Н. Некоторые проблемы совершенствования способностей студентов в соответствии с особенностями трактовки рекуррентного образования // КАNT. 2019. № 2. С. 32–37.

2. Вестник образования. 2014. № 13.

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. 78 с.

4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 27.03.2019).

5. Нелюбов С. А. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области. Сибирский учитель. 2018. № 5 (120). С. 5–9.

6. Олейников И. В., Федина Н. Г. «Трудные вопросы» истории России первой половины XX века: учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Запорожченко Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2018. 184 с.

7. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 27.03.2019).

8. Теория и практика индивидуализации образования: сборник лекций. / под общ. ред. Л. И. Ситниковой; науч. ред. А. Н. Вырщиков, Г. А. Ястребова. Волгоград : Принт, 2013. 324 с.

9. Нелюбов С. А., Умбрашко К. Б. От гражданской войны к гражданскому миру: уроки национального самосознания и патриотизма // Сибирский учитель. 2019. № 1 (122). С. 19–24.

10. Филонов Г. Н. Рефлексивный потенциал социальных трансформаций // Педагогика. 2013. № 7. С. 43–50.

11. Michal Cerny. The way to Open Education through the modern technology // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. Pp. 3194–3198. 12. Rubdy R., Willis J. A Framework for Task-Based Learning. Essex, England: Longman, 1996. Pp. 183.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 13 | Скачиваний: 6