Модель методического сопровождения процесса введения в практику начального образования предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

  • Печать

Автор(ы):

Осинцева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, ORCID https://orcid.org/00000002-4579-6941, Лицей № 9 г. Новосибирска

 630132, Россия, г. Новосибирск, ул. 1905 года, 41, тел.: +7(383)2203691, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье актуализируется проблема рассогласованности нормативных требований по обеспечению государственных гарантий в области реализации прав на изучение родного языка, закреплённых в действующем законодательстве, и педагогической практики. Целью исследования является моделирование системы методического сопровождения процесса введения в практику начального образования курсов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».

Материалы и методы. Базой для проведения педагогического эксперимента по апробации методических материалов являлось МАОУ «Лицей № 9» города Новосибирска. Проведённый контент-анализ, сравнение, педагогический эксперимент, наблюдение, мониторинг позволили смоделировать систему сопровождения процесса введения новых дисциплин в практику начального образования. Были разработаны и апробированы две рабочие программы и два дистанционных курса, позволяющие учителю начальных классов организовать преподавание новых предметов с учётом специфики языка и литературы Сибири и Новосибирска.

Результаты исследования. Результаты апробации материалов свидетельствуют о повышении мотивации обучающихся к изучению родного языка и положительной оценке педагогами разработанных программ и курсов. Проведённые мониторинговые процедуры позволяют говорить о результативности внедрения предложенной модели.

Заключение. Материалы статьи могут быть востребованы с практической точки зрения учителями начального общего образования, администрацией образовательных организаций, методистами и руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников образования. Перспективой исследования является разработкарабочих программ и дистанционных курсов по «Родному (русскому) языку» и «Литературному чтению на родном (русском) языке» для всего уровня начального общего образования с последующей их апробацией.

Ключевые слова: родной язык, специфика преподавания родного языка, специфика преподавания литературного чтения на родном языке, коммуникативно-деятельностный подход.

Для цитирования: Осинцева Т. В. Модель методического сопровождения процесса введения в практику начального образования предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 161–182. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-161-182

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-161-182

УДК: 372.881.161.1+ 372.882 + 373.31

Дата поступления в редакцию: 17.01.2020

 

Список литературы:

1. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетентности учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Томск, 2010. 43 с.

2. Буланкина Н. Е., Максимова Н. В. Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования: русский и иностранный языки. Новосибирск : НИПКиПРО, 2017. 96 с.

3. Губанова Т. М., Губанов А. Ю., Нечипоренко А. В. Образовательный проект «Вертикаль». Книга первая. Департамент образования администрации г. Мегиона, 2007, 350 с.

4. Губанова Т. М., Губанов А. Ю., Нечипоренко А. В. Образовательный проект «Вертикаль». Книга вторая. Департамент образования администрации г. Мегиона, 2008, 344 с.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. М. : Интор, 1996. 544 с.

6. Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Л. Троицкий. Новосибирск, 2004. 292 с.

7. Максимова Н. В. Понимание в диалоге: текстовые модели ментатива. Новосибирск : Изд-во НИПКИПРО, 2012. 199 с.

8. Максимова Н. В. Текстовая культура и лингвистические модели диалога. М., 2011. 79 с.

9. Петухова О. Е.  Обучающие возможности приема моделирования в системе литературного образования младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2008. 23 с.

10. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576. URL: http://base.garant. ru/71320598/ (дата обращения: 29.04.2020).

11. О реализации прав граждан на получение образования на родном языке [Электронный ресурс] : Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. N ТС-945/08. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71808454/ paragraph/1/highlight/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20 %D0%BE%D1%82%209.10.17%20%D0%A2%D0%A1945|08:1 (дата обращения: 29.04.2020).

12. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.04.2020).

13. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Шк. А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского и др. М. : Смысл, 1999. 429 с.

14. Троицкая Т. С. Литературное образование младших школьников как коммуникативно-деятельностная система : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2004. 492 с.

15. Троицкая Т. С. Проблемы детской художественной словесности. Учебное пособие для студентов Института детства. М. : Прометей, 2016. 252 с.

16. Троицкий Ю. Л., Тюпа В. И. Школа Понимания – коммуникативная дидактика // Образовательные системы современной России: Справочник. / сост. Ю. Л. Троицкий. М. : РГГУ, 2010. C. 226–254.

17. Тульчинский Г. Л. Остранение // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб. : Алетейя, 2003. С. 285–286.

18. Щедровицкий Г. П. О методе исследования мышления. М. : Фонд «Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. 600 с.

19. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития: (в традиции культ.-ист. теории Л. С. Выготского). М. : Тривола, 1994. 168 с.

20. Pisa-2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/education/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework-b25efab8-en.htm (mode of access: 29.04.2020). DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 7 | Скачиваний: 5