Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов технического вуза при обучении немецкому языку

  • Печать

Автор(ы):

Ирина Владимировна Кусовская, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры«Иностранные языки», ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-2038-8730, Иркутский государственный университет путей сообщения

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, тел.: +7 (3952) 638399, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вузов в условиях обучения на основе компетентностного подхода. Особую значимость индивидуальные образовательные маршруты приобретают для преподавания иностранного языка в разноуровневых и разнонаправленных группах. Целью проведённого исследования является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов технического университета, изучающих немецкий язык. Достижение данной цели предполагает конкретизацию понятия, содержания, этапов проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и соответствующих педагогических условий.

Материалы и методы. Объектом исследования является процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов бакалавриата и специалитета Иркутского государственного университета путей сообщения при изучении дисциплины «Иностранный язык». Разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе метода проектирования представляет собой совместную деятельность преподавателя и студентов на этапах мотивационного обеспечения, целеполагания, содержательного наполнения и ресурсного обеспечения.

Результаты исследования. Результатом проведённого исследования являются спроектированные индивидуальные образовательные маршруты студентов адаптивного, развивающего и созидательного типа при освоении немецкого языка.

Заключение. Практическая значимость проведённого исследования заключается в осуществлении индивидуализации и вариативности обучения на основе компетентностного подхода, рациональной организации самостоятельной работы с применением знаний по немецкому языку. Перспективы дальнейшего изучения проблемы состоят в рефлексивном анализе внедрения спроектированных индивидуальных образовательных маршрутов и их оптимальной коррекции.

Ключевые слова: проектирование, индивидуальный образовательный маршрут, технический университет, обучение немецкому языку.

Для цитирования: Кусовская И. В. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов технического вуза при обучении немецкому языку // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 681–695. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-681-695

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-681-695

УДК: 378

Дата поступления в редакцию: 27.07.2020

Список литературы:

1. Бадзиева В. В., Дзиова Ф. О., Тригубова Е. В. Конструирование индивидуально-образовательного маршрута и основные этапы его реализации [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. No 1(26). С. 33–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstrurirovanie-individualno-obrazovatelnogo-marshruta-i-osnovnye-etapy-ego-realizatsii (дата обращения: 14.01.2020).

2. Белкина В. В., Харисова И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 85–89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-kak-sredstvo- demokratizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-studentov-magistratury (дата обращения: 14.01.2020).

3. Жданко Т. А., Живокоренцева Т. В., Чупрова О. Ф. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе [Электронный ресурс] // Magister Dixit. 2014. № 1(13). С. 140–146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektirovanie-individualnyh-obrazovatelnyh-marshrutov-iom-studentov-v-vuze/viewer (дата обращения: 14.01.2020).

4. Зверева Н. Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01; 13.00.08. Ярославль, 2007. 23 с. URL: https://www.dissercat.com/content/proektirovanie-individualnykh- obrazovatelnykh-marshrutov-studentov-pedvuza-na-osnove-komplek (дата обращения: 14.01.2020).

5. Кармазина Н. В. Педагогическое сопровождение реализации студентами-юристами индивидуальных образовательных маршрутов [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2015. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ pedagogicheskoe-soprovozhdenie-realizatsii-studentami-yuristami-individualnykh-obrazovatelny (дата обращения: 14.01.2020).

6. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия [Электронный ресурс] // Известия Российского государствен- ного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. № 3 Т. 2. С. 79–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-studenta-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya/viewer (дата обращения: 12.01.2020).

7. Лоренц В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01,13.00.08. Омск, 2001. 250 с.

8. Прохорова М. П., Седых Е. П. Проектирование индивидуального образовательного маршрута бакалавра в процессе освоения управленческих дисциплин [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 3(16). Т. 5. С. 124–127. URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/proektirovanie-individualnogo-obrazo- vatelnogo-marshruta-bakalavra-v-protsesse-osvoeniya-upravlencheskih-distsiplin/viewer (дата обращения: 14.01.2020).

9. Сагитова Р. Р. Индивидуальные образовательные маршруты как форма совершенствования самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 62–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-obrazovatelnye-mar- shruty-kak-forma-sovershenstvovaniya-samoobrazovatelnoy-kompetentsii-studentov-vuza-v-protsesse (дата обращения: 14.01.2020).

10. Соколова М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Архангельск, 2001. 10 с.

11. Трофимов М. В. Проблемно-проектная организация индивидуальных образова- тельных маршрутов студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2012. 22 с.

12. Туркина А. В. Обеспечение готовности студентов к построению индивидуального маршрута профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. СПб., 2008. 19 с.

13. Шаталов М. А., Мычка С. Ю. Особенности реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при подготовке студентов по программам высшего образования [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 1(5). С. 18–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostirealizatsii-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta-iom-pri-podgotovke-studentov-poprogrammam-vysshego-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 14.01.2020).

14. Krüger D., Westerholt N. Individualisierung von Studienverläufen -Perspektiven für Beratung, Lernen und Lehre. Krefeld: Hochschule Niederrhein; 2018. 106 p.

15. Voß B., Wolff-Bendik K. E-Learning als Beitrag zur Verknüpfung von Studium und Beruf – am Beispiel des weiterbildenden Online-Masterprogramms “Educational Media“ [Elektronische Ressource] // Zeitschrift für E-Learning, Lernkultur und Bildungstechnologie. 2010. Heft 4. URL: https://learninglab.uni-due.de/sites/default/files/Vereinbarkeit_Studium_Beruf_-VossWolff-Bendik-.pdf (Anfragedatum: 17.01.2020).

 

Скачать статью в формате PDF