Условия реализации самоопределения как образовательного результата, содержащиеся в новых программах бакалавриата

  • Печать

Автор(ы):

Анжелика Трофимовна Ким, младший научный сотрудник, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6722-6117, Институт инноваций в образовании, Томского государственного университета

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34 а, тел.: +7 (3822) 785578, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Данная статья рассматривает условия и механизмы, необходимые для развёртывания процесса самоопределения, а также для достижения самоопределения как образовательного результата в программах бакалавриата.

Материалы и методы. Мы использовали метод теоретического анализа и синтеза литературы в области философии, психологии и педагогики на тему самоопределения, а также метод моделирования для описания результатов исследования.

Результаты исследования. Результатом работы может стать:

– развёрнутая картина описания условий, при которых самоопределение реализуется в образовательных программах бакалавриата;

– дано обоснование, в каких именно образовательных программах: линейных или нелинейных, самоопределение мало реализуемо и почему;

– даны методические рекомендации к построению образовательных программ, нацеленных на самоопределение студентов.

Заключение: указываются практическая значимость и перспективы. Основной вклад статьи заключается в критическом анализе существующих исследований о самоопределении, и в синтезе различных теоретических работ для создания двухконтурной модели самоопределения, и в интеграции практик индивидуализации в этот процесс.

Ключевые слова: самоопределение, образовательные программы, позиционирование, деятельность, практики индивидуализации, субъектность.

Для цитирования: Ким А. Т. Условия реализации самоопределения как образовательного результата в новых программах бакалавриата // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 709–718. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-709-718

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-709-718

УДК: 378.14

Дата поступления в редакцию: 05.06.2020

Список литературы:

1. Волошина Е. А. Практикование тьюторской позиции в школе как возможность гуманитаризации педагогической деятельности // Тьюторство: концепции, технологии опыт. Томскс : М-Принт, 2005. 296 с.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб. : Питер. 2006. 1208 с.

3. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М. : Педагогический университет «Первое сентября». 2010. 64 с.

4. Ковалева, Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 163–180.

5. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12. С. 85–94.

6. Лефевр В. А. Адамс-Веббер Д. Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе // Рефлексивные процессы и управление. 2001. № 1 (1). С. 34–46.

7. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 186–198.

8. Розин В. М. Конституирование и природа индивидуализации. М. : СФК-офис, 2014. С. 290.

9. Щедровицкий П. Г. Установочный доклад. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://shchedrovitskiy.com/methodology-school/ (дата обращения: 24.07.2019).

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 5 | Скачиваний: 8