Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников

  • Печать

Автор(ы):

Надежда Викторовна Заиграева, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0003-3382-7090, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Любовь Сергеевна Хацкевич, педагог-психолог, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9778-6342, школа № 8, г. Иркутска

664049, Россия, м/р Юбилейный, 37, тел.: +7 (3952) 462660, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются результаты исследования о предпосылках и препятствиях самопрезентации слабовидящих школьников. На этот вид самовыражения человека влияет множество факторов: самооценка, коммуникативные способности, социометрический статус, пол, соблюдение социальных норм поведения и др. Все эти факторы могут быть рассмотрены как психологические предпосылки, позволяющие успешно представить себя аудитории, или же могут быть препятствиями, затрудняющими самопрезентацию.

Материалы и методы. Предметом проведённого исследования стали вербальные и невербальные компоненты в самопрезентации слабовидящих подростков в сравнении с группой нормально видящих сверстников. Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы применялись анализ социально-психологической литературы, эмпирические методы (социометрия, опросник), методы наблюдения, контент-анализа, качественного и количественного анализа результатов с последующим применением программы STATISTICA 6.1.

Результаты исследования. Анализ результатов исследования показал, что самопрезентация сопоставимых групп существенно не различается, то есть слабовидящие школьники, обучающиеся в условиях коррекционной школы, способны представить себя наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Различия обнаруживаются по критерию «полнота рассказа». В обеих сравниваемых группах выявлены различия по полу, также имеются школьники как с успешной, так и с менее успешной самопрезентацией. Личностные характеристики обучающихся выступили как в качестве предпосылок, так и в качестве препятствий для самопрезентации.

Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что при благоприятных психолого-педагогических условиях у слабовидящих школьников формируются умения для успешной самопрезентации, что повышает шанс их социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: самопрезентация, слабовидящие школьники, вербальные и невербальные компоненты самопрезентации.

Для цитирования: Заиграева Н. В., Хацкевич Л. С. Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 760–774. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-760-774

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-760-774

УДК: 37.015.3+376.3

Дата поступления в редакцию: 14.10.2020

Список литературы:

1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Дубровина Е. М. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1991. 303 с.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М. : Гардарики, 2007. 274 с.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.

4. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М. ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 276 с.

5. Денискина В. З. О формировании правильного отношения к дефекту // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1. С. 55–61.

6. Денискина В. З. Этическое воспитание лиц с нарушением зрения // Дефектология. 2002. № 1. С. 61–66.

7. Корягина Н. А. Проблемы исследования социально-психологических факторов самопрезентации // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: монография. Кн. 3. Краснодар: Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. С. 24–44.

8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2003. С. 234–235.

9. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. : КАРО, 2006. 336 с.

10. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теория, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

11. Панасенко К. Е. Развитие способности к самопрезентации у дошкольников как условие успешной социализации-индивидуализации [Электронный ресурс] // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. на- уч.-практ. конф. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. № 3 (8). С. 327–330. URL: https:// interactiveplus.ru/ru/article (дата обращения: 23.02.2019). doi:10.21661/r-111620

12. Панасенко К. Е. Самопрезентация дошкольников с нарушением речи: психолингвистический анализ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 54. С. 54–60. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23797926& (дата обращения: 23.02.2019).

13. Пикулева О. А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности – неосознанности процесса [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 4. Т. 10. С. 158–172. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-4/104760398.html (дата обращения: 08.03.2019).

14. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 1. М. : ВЛАДОС, 1999. 312 с.

15. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М. : Налоговый вестник, 2004. 320 с.

16. Семенова Л. Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов // Дефектология. 2008. № 4. С. 25–32.

17. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Полиграф-сервис, 2000. 250 с.

18. Чекалина А. А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 85–88. URL: http://cyberleninka.ru/article/ob-osobennostyah-samoprezentatsii-zhenschin-uchiteley (дата обращения: 15.02.2019).

19. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д. : изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.

20. Goffman E. The presentation of self in everyday life. London: Penguin, 1990. 87 p. 21. Lee S.-J., Quigley B. M., Nesler M. S., Corbett A. B., Tedeschi J. T. Development of a self-presentation tactics scale [Electronic resource] // Personality and individual differences. 1999. Vol. 26. No 4. Pp. 701–722. URL: https://www.academia.edu/14876481/Development_of_a_self_presentation_tactics_scale (mode of access: 04.11.2019).

22. Levine S. P., Feldman, R. S. Self-Presentational Goals, Self-Monitoring, and Nonverbal Behavior [Electronic resource] // Basic and Applied Social Psychology, 1997: 19 (4). Pp. 505–518. URL: http://www.ffri.hr/~ibrdar/komunikacija/seminari/Feldman,%20 1997%20-%20Self%20presentation%20and%20nonverbal%20behavior.pdf (mode of access: 04.11.2019).

 

Скачать статью в формате PDF