Трудности формирования слухопроизносительных навыков у китайских студентов при обучении русскому языку

  • Печать

Автор(ы):

Наталья Михайловна Скобелкина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6821-066X, Байкальский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 6, тел.: + 7 (3952) 522620, e-mail: snmirkutsk@mail.ru

Ван На, магистрант кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3656-4372, Байкальский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 6, тел.: +7 (3952) 522620, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема овладения китайскими студентами звуковой стороной русской речи, исследуется двусторонний характер данной проблемы: восприятие звуков и произношение звуков, выявляются трудности, характерные для китайской аудитории.

Материалы и методы. В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования, направленного на выявление наиболее частотных затруднений, возникающих у китайских студентов при овладении слухопроизносительными навыками в процессе изучения русского языка. Использованы методы экспериментального исследования, статистической обработки данных, сопоставительного анализа.

Результаты исследования. Описана корреляция двух типов ошибок китайских студентов: в восприятии русских звуков и произношении русских звуков. Это позволило получить важные данные о степени взаимосвязи и взаимообусловленности процессов восприятия и порождения звуковых единиц. В ходе экспериментального исследования выявлены наиболее типичные трудности китайских студентов и рассмотрены причины их возникновения.

Заключение. Исследование показало, что количество ошибок при восприятии звуков значительно превышает количество ошибок при произношении звуков, это требует целенаправленной работы по развитию аудитивных навыков. Ошибки обоих видов обусловлены различиями в звуковых системах русского и китайского языков, что должно предельно полно учитываться в системе формирования слухопроизносительных навыков китайских студентов.

Ключевые слова: слухопроизносительные навыки, звуковая система, дифференциация звуков, методика преподавания русского языка как иностранного.

Для цитирования: Скобелкина Н. М., Ван Н. Трудности формирования слухопроизносительных навыков у китайских студентов при обучении русскому языку // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 16–25.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-16-25

УДК: 378.14+376.68

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-16-25

Дата поступления в редакцию: 25.01.2021

Список литературы:

1. Бархударова Е. Л. Лингвистические основы создания национально ориентированных курсов русской фонетики. М. : МГУ. 2007. 325 с.

2. Вербицкая Л. А., Игнаткина Л. В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. 181 с.

3. Ду Юньша. Методические аспекты постановки русского произношения китайским студентам начального этапа обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 2017. 242 с.

4. Каверина В. В. Обучение русскому произношению лиц, говорящих на китайском языке (на основе сопоставительного анализа китайской и русской фонетических систем). Язык, сознание, коммуникация : сб. науч. статей // ред. Л. П. Клобукова, В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Диалог-МГУ, 1998. Вып. 6. С. 78–92.

5. Короткова О. Н. По-русски – без акцента! Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке. СПб. : Златоуст, 2019. 192 с.

6. Панова Р. С. Фонетическая интерференция в русской речи китайцев // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160). Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 83–86.

7. Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев. Иркутск : Иркут. обл. тип. № 1, 2001. 332 с.

8. Спешнев Н. А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык. СПб. : Каро, 2015. 250 с

9. Тунгусова Г. И., Ван Лу. Фонетика: учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2006. 130 с.

10. Фонетический аспект общения на неродном языке: Коллективная монография / науч. ред. Н. А. Любимова. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2007. 294 с.

11. Cai Lianhong, Kong Jiangping. Modern phonetic dictionary of the Chinese language. Tsinghua University Press, 2014. 901 p.

12. Liu Beifeng. Comparison of Russian and Chinese phonetics and learning strategy. Heilongjiang University, 2011. 46 p.

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 29 | Скачиваний: 23