Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов

  • Печать

Автор(ы):

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID https:// orcid.org/ 00000003-2992-5413, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 410120, e-mail: kuzekevich@rambler.ru

Александр Альбертович Русаков

кандидат педагогических наук, доцент, ORCID //orcid.org/ 0000-00026453-3928, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 410120, e-mail: irkrusarov@yadex.ru

Аннотация. Введение. Данная статья посвящена изучению вопроса профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» через анализ личностных мотивов, мотивов будущей профессиональной, учебной, физкультурно-спортивной деятельности.

Материалы и методы. Нами было проведено лонгитюдное исследование, направленное на изучение профессиональной направленности студентов, которое проводилось в течение десяти лет в период с 2008 по 2019 гг. Анализ профессиональной мотивации включал в себя мотивы, разделённые нами на три группы: мотивы будущей профессиональной и учебной деятельности; мотивы физкультурно-спортивной деятельности; личностные мотивы.

Обсуждение и результаты. На основе анализа мотивационного комплекса можно отметить следующее: часто студенты выбирают мотивы, содержание которых в некотором роде противоречит друг другу, что говорит о несформированности мотивационного комплекса и отсутствии у студентов чётких целей и ориентиров; профессиональная направленность процесса обучения зачастую не осознаётся студентами как процесс подготовки к профессиональной деятельности и, как следствие, появляются студенты, которые не планируют свою будущую работу по профилю; в то же время многие студенты осознают и понимают новые возможности для профессиональной самореализации.

Ключевые слова: мотивы, студенты, физическая культура, учебная деятельность, профессиональная подготовка.

Для цитирования:

Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Изучение профессиональной направленности студентов профиля «Физическая культура» на основе мотивов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С. 78–87.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-78-87

УДК: 378.14

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-78-87

Дата поступления в редакцию: 24.01.2020

Список литературы:

1. Андриенко О. А. Особенности профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. No 1 (31). С. 39–43.

2. Бахольская Н. А., Бахольская А. А. К вопросу о формировании профессиональной направленности у студентов педагогических специальностей // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research. Materials of the III international scientific conference. Prague, 20–21 октября 2017 года. 2017. С. 28–30.

3. Долгова В. И., Нуртдинова А. А. Исследование профессионально-педагогической направленности личности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2017. No 6. С. 142.

4. Краев Ю. В. Мотивация профессиональной деятельности как фактор ее эффективности у преподавателей физической культуры // Экономика и предпринимательство. 2018. No 9 (98). С. 1226–1229.

5. Перегудова Н. В., Монахова Е. Г., Яковлева В. Н. Проблемы определения гуманистической парадигмы обучения будущих преподавателей физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2018. No 2. С. 70-74.

6. Попова Н. В. Организационные особенности формирования профессиональной направленности личности студентов // Экономика и социум. 2017. No 3 (34). С. 1860– 1863.

7. Русаков А. А. Интегрированный спецкурс в процессе формирования профессиональной стиля будущего учителя в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. No 3 (107). С. 65–68.

8. Русаков А. А., Кулешова О. В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. No 3 (169). С. 274–278.

9. Сергеев А. Н. Реализация профессиональной направленности обучения студентов педагогического вуза в социальной образовательной сети // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. No 9 (132). С. 27–32.

10. Тиньков И. В., Макеева В. С. Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. No 2. С. 19–23.

11. Берекбуссунова Г. М., Альмухамбетов Б. А., Ала П. Программа формирования педагогической направленности будущих учителей физкультуры в ходе профессиональной подготовки // Теория и методика физической культуры. 2019. No 2 (56). С. 26–30.

12. Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 15 | Скачиваний: 10