Первые общеобразовательные школы Иркутска: историко-педагогические аспекты развития

  • Печать

Автор(ы):

Марина Валерьевна Кузнецова, кандидат исторических наук, доцент, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6672-4309, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, e-mail: mv39@yandex.ru

Аннотация. Введение. В статье освещены вопросы формирования и развития первых общеобразовательных учебных заведений Иркутска – «градской» школы и Главного народного училища, функционирующих в конце XVIII – начале XIX века. Тема развития образования в Иркутске в конце XVIII – начале XIX века представляет интерес для истории педагогики, демонстрируя формы и методы преподавания и обучения в России в их историческом аспекте, показывая своеобразие школьного дела, положение школы, учителя и ученика в сибирском городе – провинциальном центре страны. На основе имеющихся и введённых в научный оборот архивных материалов представлен количественный и социальный состав учащихся в разные периоды развития первых общеобразовательных школ города, количественный и социальный состав преподавателей, проведён сравнительный анализ развития общего образования в крупных городах Сибири и сделан вывод о лидирующем положении Иркутска. Цель исследования – освещение деятельности первых общеобразовательных школ в Иркутске как центре огромного Восточно-Сибирского региона в тесной связи с развитием народного образования в Сибири.

Материалы и методы. В статье используются методы сравнительного анализа исторических источников, реконструкции исторического периода.

Результаты исследования. Представлена деятельность первых иркутских учебных заведений в конце XVIII – начале XIX века. Отмечены следующие тенденции: улучшение качества знаний учащихся, количественный рост численности обучающихся, общее повышение образованности и грамотности иркутян. Представлены результаты деятельности школ: первые общеобразовательные учебные заведения города готовили, главным образом, служащих, чиновников, учителей, давали общие первоначальные знания. В статье указан социальный состав учащихся. Дана характеристика преподавательского состава, члены которого имели педагогическое образование; следует отметить личностный подход к описанию процесса функционирования первых общеобразовательных учебных заведений Иркутска, что позволяет наметить тенденции при изучении вопроса о формировании сибирской интеллигенции. По количественному составу учащихся среди трёх главных народных училищ, открытых в Сибири, иркутское было наиболее многочисленно, кроме того, при количественном колебании учащихся в целом здесь налицо рост численности учащихся. В статье сделан вывод о том, что по развитию общего образования Иркутск в конце XVIII – начале XIX века занимал первое место в Сибири. Не случайно поэтому иркутское училище первым в Сибири в 1805 году было преобразовано в гимназию и сыграло существенную роль в деле подготовки грамотных людей.

Ключевые слова: «градская» школа, Главное народное училище, состав учащихся и преподавателей, образование, качество знаний учащихся, программа обучения, успеваемость учеников.

Для цитирования: Кузнецова М. В. Первые общеобразовательные школы Иркутска: историко-педагогические аспекты развития // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 169–182. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-169-182

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-169-182

УДК: 373+930

Дата поступления в редакцию: 01.04.2021

Список литературы:

1. Андреев В. И. Из истории развития школ Иркутска // Вопросы организации работы студентов в школе. Иркутск, 1961. С. 80–92.

2. Булгакова Л. А. Состав и положение преподавателей в России второй четверти XIX века // Государственные учреждения и классовые отношения в отечественной истории. Л. : Институт истории СССР, 1980. С. 163–185.

3. Географическо-статистический словарь Российской империи / П. Семенов. СПб. : Типография Безобразова В., 1865. В 4 т. Т. 2. 898 с.

4. Государственный архив Иркутской области.

5. Иркутск : Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири : очерк / В. П. Сукачев. М. тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1891. 268 с.

6. Иркутская летопись / П. Пежемский, В. Кротов. Иркутск, паровая типография И. П. Казанцева, 1911–1914. 418 с.

7. Иркутские повествования. 1661–1917 годы. В 2 т. Т. 2 / авт.-сост. А. К. Чернигов. Иркутск : Оттиск, 2003. 432 с.

8. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. XVII – начала XIX века. Новосибирск, 1974. 251 с.

9. Корейша Я. А. Исторический очерк Иркутского Главного народного училища (1789–1805) // Памятная книжка Иркутской губернии. Иркутск, 1911. 78 с.

10. Кудрявцев Ф. А., Вендрих Г. А. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971. 371 с.

11. Михайлова С. М. Роль Казанского университета в просвещении народов Сибири // Советская педагогика. 1986. № 1. С. 115–120.

12. Национальный архив Республики Татарстан.

13. Оглезнева Г. В., Семенова Л. А. Народное образование // Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII–XXI : монография. Иркутск : ВостСибкнига, 2012. С. 197–212.

14. Панчуков А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1959. 512 с.

15. Российский государственный исторический архив.

16. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. М. : тип. А. Семена, при Меди- ко-хирург. акад., 1838. Т. 1. 326 с.; СПб. : тип. К. Крайя, 1844. Т. 2. 369 с.

17. Шамахов Ф. Ф. Первые школы в Западной Сибири // Учен. зап. Томск. гос. пед. ин-та. 1949. Т. 7. С. 40–67.

18. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Ново-Николаевск : Сиб. обл. кн. изд-во, 1923. 246 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 20 | Скачиваний: 20