Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор)

  • Печать

Автор(ы):

Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462, e-mail: RomanichevaES@mgpu.ru

Аннотация. Во введении к статье автор ставит исследовательский вопрос: в чём причины кризиса, который сегодня переживает «традиционное» сочинение, утратившее свой творческий характер, и есть ли пути выхода из этого кризиса.

Материалы и методы. В процессе поиска ответа на поставленный вопрос автор, используя методы сравнительно-сопоставительного анализа источников, показывает, как отечественные методисты ХХ века решали «проблему сочинения», какие задания предлагали, чтобы текст, написанный учащимися, был оригинальной «репликой» в их диалоге с художественным текстом.

Обзор литературы. Большой объём источников, привлекаемый автором, придаёт этой части статьи характер аналитического обзора. Он призван убедить читателя, что установка на «творческое чтение» (Абакумов) и «творческие сочинения» (Абакумов) была одной из ведущих тенденций в методике ХХ века. В заключение этого раздела сделан вывод о том, что сегодня литературное творчество школьников может и должно быть поддержано с помощью цифровых инструментов. Цифровизация современного литературного образования, в том числе и через включение в учебный процесс творческих заданий нового типа, ‒ условие его развития в ХХI веке.

Результаты. В этой части статьи автор перечисляет возможные виды мультимедийных творческих заданий (подкаст, буктрейлер, лонгрид, видеопоэзия и ряд других), показывая, что последние, выполненные с использованием IT-инструментов, есть не отказ от традиционных творческих заданий, а их развитие и трансформация в условиях цифровой среды. Выдвинутый тезис автор иллюстрирует, обращаясь к фанфикшену и показывая, какие традиционные формы творческих заданий предшествовали фанфикам. Автор показывает, что выполнение этих заданий (в отличие от написания «традиционного» сочинения) обретает для школьников ценность и смысл, потому что эти задания отличает конвергентность и партиципаторность. Именно через них происходит вовлечение современных школьников в культуру соучастия, в рамках которой сегодня живут тексты художественной литературы. В заключение этого раздела автор говорит о том, что предложенная им система творческих заданий мультимедийного характера, безусловно, нуждается в обсуждении, экспериментальной проверке и корректировке по её итогам.

В заключение автор, ссылаясь на методистов ХХ века, которые говорили об ученическом творчестве как необходимом условии постижения художественного текста и продуктивном диалоге с ним, обозначает те задачи методической науки, которые стоят перед ней применительно к проблеме, вынесенной в заголовок статьи. К их числу относятся: формирование глоссария терминов, где определены возможные творческие задания мультимедийного характера, и подготовка методических рекомендаций, в которых описаны алгоритм их создания и технология включения в учебный процесс.

Ключевые слова: традиционные и мультимедийные творческие задания, ценность и смысл, конвергентность и партиципаторность, фанфикшен, классификация мультимедийных творческих заданий.

Для цитирования: Романичева Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 198–214. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214

УДК: 371.38

Дата поступления в редакцию: 10.01.2021

Список литературы:

1. Абакумов С. И. Творческое чтение : опыт методики чтения художественных про- изведений в школах начального типа. Л. : Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 136 с.

2. Авдеева И. Б. Электронно-опосредованная коммуникация: степень её новизны // Мир русского слова. 2020. № 3. С. 18‒28. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13016

3. Беньковская Т. Е. Методические школы в отечественной методике преподавания литературы // Методика обучения литературе. ХХI век: учебное пособие / под ред. Е. К. Маранцман. СПб. : ВВМ, 2019. С. 76‒117.

4. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 28–49. URL: http://sciforedu.ru/article/4566 (дата обращения: 23.12.2020). DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658-6762

5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула : Автограф, 2000. 223 с.

6. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. Гасилина. М. : РИПОЛ классик, 2019. 384 с.

7. Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 16 «Чтение как средство коммуникации» / сост. Ю. П. Мелентьева / под ред. В. А. Лекторского. М. : Наука. РАН. 2019. Вып. 16. 146 с.

8. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев : Штиинца, 1974, 132 с.

9. Жвалевский А., Пастернак Е. Смерть мертвым душам! Повесть с 10 фанфиками в придачу. М. : Розовый жираф, 2014. С. 265‒340.

10 Зинин С. А. Самоопределение в пространстве современности. О судьбах литературного образования // Литература в школе. 2020. № 1. С. 121‒128. DOI: 10.31862/0130- 3414-2020-1-121-128

11. Курикалова Н. М., Котлеров П. С., Федоров А. В., Зотина К. А. Портфолио читателя: читать здорово! // Человек читающий: Homo legens-12. Сб. научных статей / под ред. М. В. Белоколенко. М. : Русская ассоциация чтения, 2020. С. 137‒149.

12. Кутузов А. Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественной специфике : автореф. ... канд. пед наук : 13.00.02. М., 1990. 16 с.

13. Кутузов А. Г., Романичева Е. С., Киселев А. Г. Как войти в мир литературы. 5 класс: методическое пособие ; 7-е изд., доп. М. : Дрофа, 2006. 222 с.

14. Мокшина Ю. Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы : дис. ... канд. пед. наук. СПб. : 2018. 455 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.dissercat.com/content/fanfikshn-kak- instrument-priobshcheniya-sovremennykh-shkolnikov-k-chteniyu-klassicheskoi-lit. (дата обращения: 04.01.2021).

15. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М. : Академия; Высшая школа, 1999. 272 с.

16. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 1980. 48 с.

17. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М. : Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР, 1976. 224 с.

18. Новлянская З. Н. Драма как род литературы в развивающем обучении // Психология. Литература. Театр. Кино: коллективная монография / под общ. ред. Н. Л. Карповой. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С. 111‒116.

19. Пранцова Г. В. Элективные курсы по литературе: 10‒11 классы: программы, тематические планы, методические рекомендации, хрестоматия. М. : Вербум-М, 2006. 189 с.

20. Романичева Е. С. Проект «Кинопоэзия» ‒ новый ресурс приобщения к чтению или инструмент изучения поэзии? // Литература на экране / под ред. А. А. Мелик-Пашаева, Н. Л. Карповой, Н. А. Борисенко, С. Ф. Дмитренко. В 2 ч. Ч. 1. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2018. С. 137−142.

21. Романичева Е. С. «Сад расходящихся тропок»: о разных способах освоения канона в школьных образовательных практиках // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (53). С. 8‒18. DOI 10.25688/2076-9121.2020.53.3.01

22. Россинская А. Н. Где читают «нечитающие» и пишут «непишущие» // Читатель в школе: сборник статей / под ред. Е. А. Асоновой и Е. С. Романичевой. М. : Библиомир, 2020. С. 178‒189.

23. Рыбникова М. А. Избранные труды / сост. В. В. Шевелев. М. : Изд-во АПН, 1958. С. 401‒472.

24. Рыбникова М. А. От маленького писателя к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81‒89.

25. Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 137‒194.

26. Самутина Н. В. Практики эмоционального чтения и любительская литература (фанфикшн) // Новое литературное обозрение. 2017. Т. 143. № 1. С. 246‒269.

27. Соколов Н. М. Изучение литературных произведений в начальной школе. М.‒Л. : Государственное издательство, 1928. 160 с.

28. Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. М.‒Л. : Государственное издательство, 1927. 121 с.

29. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока [Электронный ресурс] // URL: «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» ‒ международный информационно-аналитический журнал. 2014. № 2 (09). Сентябрь. URL: http://ce.if-mstuca.ru/ (дата обращения: 04.01.2021).

30. Чертов В. Ф., Сосновская И. В. Гармония теории и практики в трудах В. В. Голубкова // Литература в школе. 2020. № 1. С. 108‒120 DOI: 10.31862/0130-3414-2020- 1-108-120

31. Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре : сб. мат-лов VI международной научно-практической конференции / под общей ред. М. В. Белоколенко. М. : Русская ассоциация чтения, 2020. 170 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 25 | Скачиваний: 13