Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы

  • Автор(ы):

Бочанцева Людмила Ивановна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология»

Ишимский педагогический институт им. П .П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

627750, Россия, Ишим, ул. Ленина, 1

тел.: +7(34551)5-13-70

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  •  

 

Аннотация. Антисоциальное поведение учащихся является одной из актуальных психолого-педагогических проблем образования. В статье анализируется понятие антисоциального поведения, представлена описательная характеристика личности, которой свойственно такое поведение, стадии формирования антисоциальности, обозначены психолого-педагогические проблемы, возникающие у учащихся в процессе обучения. Антисоциальность поведения учащихся рассматривается в контексте комплексной психолого-педагогической проблемы, которую необходимо решать, осуществляя превентивную работу в образовательном учреждении. После проведения комплекса индивидуальных консультаций и групповых социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию антисоциального поведения у учащихся, были получены результаты, подтверждающие их эффективность. Автор описывает результаты своей работы в качестве педагога-психолога по сопровождению учащихся – представителей «группы особого внимания», обучающихся в учреждении профессионального образования, имеющих признаки антисоциальности в поведении.

 

 

  • Ключевые слова: антисоциальное поведение, направления психолого-педагогической работы с учащимися «группы особого внимания», превенция, профилактика, коррекция, подростки, лица юношеского возраста.

 

Для цитирования: Бочанцева Л. И. Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 177–188.

 

УДК: 373.84

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.

2. Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2007. 256 с.

3. Бубнова Л. И. Работа социально-психологической службы ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 46 г. Ишима» по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: материалы Всерос. научно-практ. конф. (1–2 марта 2006 г.). В 4 ч. Часть 4. Воспитание детей с особыми нуждами и содействие здоровому образу жизни. Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 15–19.

4. Бубнова Л. И. Социализация как фактор становления личности и девиации ее поведения // Философия образования. 2006.  № 1. С. 178.

5. Буранов, С. Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей Сухопутных войск: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1999. 24 с.

6. Григорьева А. Н. Особенности девиантного поведения деструктивной направленности учащихся учреждений начального профессионального образования: Социологический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2005. 24 с.

7. Давлетбаева З. К. Социально-психологические факторы возникновения асоциального поведения учащихся / З. К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 2. С. 372–378.

8. Дмитриева Н. В., Бочанцева Л. И. Психологические средства нормализации затруднённого общения антисоциальной личности (на примере лиц юношеского возраста) : монография. Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. 192 с.

9. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М. : Академия, 2003. 288 с.

10. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М. : МПСИ, 2008. 304 с.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: монография. Новосибирск : изд-во НГПУ, 2006. 448 с.

12. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск : Наука, 1990. 224 с.

13. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников: монография. – Краснодар : изд-во КубГУ, 2010. 135 с.

14. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М. : ВЛАДОС, 2008. 351 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать статью в формате pdf