Теоретические основы формирования корпоративной компетентности у членов психолого-медико-педагогических комиссий

  • Печать

Автор(ы):

Татьяна Викторовна Лисовская, профессор кафедры специальной педагогики, доктор педагогических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0003-2315-4398, Институт инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +375 (17) 3112097

Алла Владимировна Сосновская, старший преподаватель кафедры менеджмента и образовательных технологий, https://orcid.org/0000-0003-1833-2102, Институт повышения квалификации и переподготовки, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +375(17) 3112097

Аннотация. Введение. В статье на основе проведённого анализа специальной литературы раскрывается понятие «корпоративная компетентность» как основная составляющая профессиональной компетентности и как часть корпоративной культуры членов психолого-медико-педагогических комиссий, работающих в единой команде различных специалистов (психологов, медиков, педагогов) и осуществляющих профессиональное взаимодействие; обосновывается структура корпоративной компетентности и раскрывается содержание каждого компонента; рассматриваются основные теоретические подходы, которые легли в основу процесса формирования корпоративной компетентности у членов психолого-медико-педагогических комиссий; приводятся некоторые результаты проведённого констатирующего этапа эксперимента, подтверждающие актуальность данного направления исследования.

Материалы и методы. Использовались аналитические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение опыта работы психолого-медико-педагогических комиссий); диагностические (наблюдение за процедурой обследования, анкетирование членов психолого-медико-педагогических комиссий, анализ документов обследования ребёнка с особыми образовательными потребностями, беседы с членами психолого-медико-педагогических комиссий и родителями); статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов и обработка данных).

Результаты исследования. Проведённый анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать понятие «корпоративная компетентность». Выявленные теоретические основы дали возможность обосновать структуру и компоненты корпоративной компетентности как основной составляющей профессиональной компетентности членов психолого-медико-педагогических комиссий. Результаты анкетирования различных специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогических комиссий, позволили выявить уровни сформированности корпоративной компетентности и наметить дальнейшие пути её совершенствования, а также продумать методику формирования, используя активные методы и формы работы со специалистами.

Заключение. С целью избегания возможных конфликтных ситуаций в ходе взаимодействия с различными специалистами, а также при оглашении диагноза родителям, воспитывающим ребёнка с особыми образовательными потребностями, необходимо, на наш взгляд, научно обосновать и разработать методику формирования корпоративной компетентности на основе использования активных форм и методов взаимодействия с целью совершенствования профессиональной компетентности членов психолого-медико-педагогических комиссий, частью которой является и корпоративная компетентность. Сам процесс формирования нуждается в соответствующем научно-методическом обеспечении, способствующем эффективному формированию всех составляющих корпоративной компетентности: мотивационная, когнитивная, деятельностная, коммуникативная, ценностно-этическая, рефлексивная, – что, безусловно, будет положительно влиять на конечный результат сложной работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

Для цитирования: Лисовская Т. В., Сосновская А. В. Теоретические основы формирования корпоративной компетентности у членов психолого-медико-педагогических комиссий // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 437–450. DOI: https:// doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-437-450

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-437-450

УДК: 378.046.4

Статья поступила в редакцию 11.11.2022, одобрена после рецензирования 25.11.2022, принята к публикации 30.11.2022.

Список источников:

1. Федоров А. Э., Метелев С. Е., Соловьев А. А., Шлякова Е. В. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. Омск: Омскбланкиздат, 2012. 210 с.

2. Педагогический словарь [Электронный ресурс] : сайт. Вокабула: энциклопедии, словари, справочники – онлайн. URL: http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-словарь/компетентность-учителя-профессиональная (дата обращения: 02.11.2022).

3. Хуторской А. В., Дик Ю. И. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов / под. ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2002. С. 135–157.

4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–4.

5. Кислякова Ю. Н. Ценностно-смысловые аспекты воспитания детей c особенностями психофизического развития // Спецыяльная адукацыя. 2018. № 6. С. 21–28.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (ред. от 23.07.2019 г.). [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=Hk1100243&ysclid=lbqpisk-2bc540810553 (дата обращения: 15.08.2022).

7. Зубарева Т. Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 297–310.

8. Волгина И. В. Корпоративное обучение педагогов как средство развития негосударственных учреждений дополнительного образования // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 26–29.

9. Галагузова М. А. Диалоги о корпоративном образовании [Электронный ресурс]. Екатеринбург : СВ-96, 2009. 240 с. URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/8348/read.php (дата обращения: 05.11.2022).

10. Демьянченко Н. В. Компетенция персонала как основа формирования конкурентных преимуществ организации в постиндустриальной концепции менеджмента // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. Вып. 4-2 (32). С. 99–106.

11. Халитова И. С. Формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Казань, 2009. 20 с.

12. Алехина О. Управление корпоративной компетенцией как один из аспектов долгосрочного развития компании // Управление персоналом. 2000. № 2. С. 73.

13. Кошель Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования // Адукацыя i выхаванне. 2005. № 9. С. 8–15.

14. Карандашев В. Н. Психология: введение в профессию. М. : Смысл, 2000. 288 с.

15. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 20 | Скачиваний: 10