Мотивации морального характера профессиональной деятельности педагогов вуза

  • Печать

Автор(ы):

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-6453-3928, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (3952) 521931

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-2992-5413, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521931, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлен анализ факторов, условий и особенностей, оказывающих влияние на повышение эффективности мотивации труда педагогов. Рассмотрены проблемы моральной мотивации профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений.

Методы исследования. На основе анализа анкетной профессиограммы были выявлены основополагающие мотивы, определяющие эффективность стимулирования педагогов в профессиональной деятельности. В ходе проведённого исследования использовались следующие методы: анализ методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент.

Результаты исследования. Определено, что стимулы морального характера (отношение к трудовой деятельности как личностно значимой ценности, в аспекте удовлетворения от выполненной работы, внутреннем комфорте, морально-психологическом климате в педагогическом коллективе и др.) являются значимыми для 35,4 % преподавателей.

Заключение. Были определены виды морального стимулирования и ранжированы по мере их значимости для педагогов. Определено, что нематериальные стимулы труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений коррелируют в зависимости от возраста педагога и стажа работы.

Ключевые слова: мотивация, стимулы труда, педагог высших учебных заведений, критерии мотивации, профессиональный статус

Для цитирования: Русаков А. А., Кузекевич В. Р. Мотивации морального характера профессиональной деятельности педагогов вуза // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 494–501. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-494-501

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-494-501

УДК: 378.12

 

Статья поступила в редакцию 03.09.2022, одобрена после рецензирования 03.12.2022, принята к публикации05.12.2022.

Список источников:

1. Черкасова Л. А. Совершенствование мотивации и стимулирования деятельности профессорско-преподавательского состава // Инновационные технологии управления и права. 2020. № 3 (29). С. 27–34.

2. Morgan D. Integrating Qualitative and Qualitative Method: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2014. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

3. Битюкова С. С. Мотивация и стимулирование персонала образовательных учреждений // Молодой ученый. 2019. № 32 (270). С. 20–23.

4. Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. 2016. № 3. С. 41–44.

5. Кирдянкина С. В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. № 6. 2010. С. 78–83

6. Кузекевич В. Р., Русаков А. А. Особенности повышения мотивации труда профессорско-преподавательского состава в условиях вуза // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 262–274.

7. Маслоу А. Мотивация и личность ; пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 1999. 479 с.

8. Barbuto J. E., Sholl R. W. Motivation sources inventory development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. [Electronic resurse] // Psychological Reports. 1998. Vol. 82. Is. 3, pp.: 1011–1022. URL: http://www.uri.edu.research/ lrc/scholl/research/papers/Barbuto_Scholl_1998.pdf (mode of access: 10.03.2021). DOI :https://doi.org/10.2466/pr0.1998.82.3.1011

9. With M. L. Are Teachers Increasingly Leaving the Profession? // Professions and Professionalism. 2017. Vol. 7 (1). P. 1723. DOI: http://dx.doi.org/10.7577/pp.1723

10. Асеев В. Г. Психология труда : учебное пособие Ч. 1 ; 2-е изд. Иркутск : Иркут. ун-т. 2005. 342 с.

11. Пружинина М. В., Пружинин К. Н. Профессиональные предпочтения специалистов в области физической культуры и спорта в условиях современной профессиональной деятельности и изменяющейся социальной среды // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 9 (139). С. 158–162.

12. Сысоев М. О., Яковлев А. В., Бухонова Н. М. Совершенствование системы мотивации персонала УЛХ ВО на основе нематериального стимулирования // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2018. Т. 6. № 2 (38). С. 78–83.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 18 | Скачиваний: 8