Социально-психологические установки личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта

  • Печать

Автор(ы):

Наталья Николаевна Доронина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, http://orcid.org/0000-0001-9052-1034, Author ID в РИНЦ: 314043, Researcher ID: ABH-3625-2022, Scopus ID: 57190884938, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, тел.: +7 (4722) 301211, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Юлия Николаевна Гут, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, http://orcid.org/0000-0001-8505-3846, Author ID в РИНЦ: 57190229991, Researcher ID: ААС-5276-2019, Scopus ID: 57190229991, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, тел.: +7 (4722) 301211; ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования

125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4, тел.: +7 (495) 6959363, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Марина Васильевна Ланских, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, http://orcid.org/0000-0002-1052-0317, Author ID в РИНЦ: 721744, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, тел.: +7 (4722) 301211, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье отмечается важная роль социально-психологических установок личности в разных сферах жизнедеятельности. В старшем школьном возрасте социально-психологические установки оказывают огромное влияние и на мотивацию, и на профессиональное самоопределение, и другие аспекты. Юношеский возраст является сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта. В зависимости от уровня выраженности эмоционального интеллекта школьника возможны особенности проявления социально-психологических установок.

Материалы и методы. Целью исследования является изучение особенностей социально-психологических установок старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта. В качестве основного метода было выбрано тестирование, в качестве методик использовались: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина), Шкала оптимизма и активности (Н. Водопьянова, М. Штейн). В диагностике приняли участие обучающиеся 10–11 классов.

Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что у учащихся старших классов лучше развит внутриличностный эмоциональный интеллект. Выявлена недостаточная сформированность следующих показателей эмоционального интеллекта старшеклассников: понимание чужих эмоций, чуткость к внутреннему состоянию другого человека и в целом межличностный эмоциональный интеллект. Интегральный показатель эмоционального интеллекта у большинства опрошенных представлен на среднем уровне. Среди социально-психологических установок личности доминирующие позиции занимают ориентация на альтруизм и ориентация на деньги. На наш взгляд, для старшеклассников альтруизм является способом присвоения нравственного опыта человечества, а отношение к деньгам связано с ценностями и установками его семьи.

Обсуждение и заключение. Доказано, что существуют особенности социально-психологических установок личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта, а именно: у школьников с высоким уровнем эмоционального интеллекта ориентация на процесс и на альтруизм, а также оптимизм и активность будут выражены выше по сравнению со школьниками с низким уровнем эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: социально-психологические установки личности, эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, старшеклассники

Для цитирования: Доронина Н. Н., Гут Ю. Н., Ланских М. В. Социально-психологические установки личности старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 530–542. DOI: https:// doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-530-542

DOI: doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-530-542

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 17.09.2022, одобрена после рецензирования 21.10.2022, принята к публикации 10.11.2022.

Список источников:

1. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 65–74. DOI:10.17759/psyedu.2017090407

2. Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. No 1. C. 26–35. DOI: 10.17759/pse.2020250103

3. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 414 с.

4. Газимагомедов Р. И. Нравственные установки дагестанской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 26–29.

5. Донога Л., Терещук Р. Социально-психологическая адаптация и социальные установки в мотивационно-потребностной сфере старшеклассников / Бехтерев и современная психология личности: сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. Казань. 2020. С. 160–162.

6. Алтунина В. В., Мычко Е. И., Панькина И.Ю. Социальные установки современной молодежи к получению инженерного образования // Перспективы науки и образования. 2022. No 1 (55). С. 491–507. DOI: 10.32744/pse.2022.1.31

7. Хабаева Л. М., Кокова А. А. Профессиональные установки современных старшеклассников // Современные технологии в образовании. 2017. № 17. С. 208–214.

8. Гусакова В. Н., Улько Е. В. Профессиональные установки личности в контексте ее жизненных перспектив // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. No 3(28). С. 332–335. DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0086

9. Мылтасова О.В. Ценностно-мотивационные установки современных старшеклассников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 (57). С. 73–81.

10. Иванова С. П. Смысложизненные установки и ценностные ориентации молодежи как показатель психологического здоровья личности / Актуальные проблемы психологического здоровья: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф 2016. С. 332–339.

11. Конюхова Е. Т., Шевцов Н. В. Самосознание – фактор формирования установки личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 298–302.

12. Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 49–59. DOI:10.17759/jmfp.2018070205

13. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. No 4. С. 3–22.

14. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. No 5. С. 83–95.

15. Белкина О. А. Эмоциональный интеллект как предиктор учебной успешности у математически одаренных старшеклассников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. No 11. С. 92–101.

16. Dong X., Kalugina O. A., Vasbieva D. G., Rafi A. Emotional intelligence and personality traits based on academic performance // Frontiers in Psychology. 2022. Т. 13. Pp. 894570. 17. Валиуллина Е. В. Эмоциональный интеллект и потребности в саморазвитии в возрасте юности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. No 1. С. 78–82. 18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с анг. А.П. Исаевой. М. : АСТ : Астрель, 2011. 478 с.

19. Турчин А. С. Социально-психологические установки учащихся 9-х и 11-х классов в структуре профессионального самоопределения // Методология современной психологии. 2019. № 10. С. 188–194

20. Рокицкая Ю. А. Психолого-педагогические условия формирования оптимизма у подростков : монография. Челябинск : Цицеро, 2017. 185 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 24 | Скачиваний: 19