Технология «перевёрнутый класс» в обучении студентов с особыми образовательными потребностями

  • Печать

Автор(ы):

Ольга Юрьевна Муллер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, https://orcid.org/000-0002-8938-5386, Сургутский государственный университет

628401, Россия, г. Сургут, пр. Ленина, 1, тел.: +7 (3462) 762800, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Актуальность педагогических технологий сегодня неоспорима благодаря прогрессу в кибернетической педагогике, информационно-образовательных технологиях и множестве других научно-педагогических направлений. Автор рассматривает сущность технологии перевёрнутого обучения, в результате внедрения которой преподаватель вместо лектора становится организатором учебного процесса, а обучающийся вместо пассивного слушателя становится субъектом, самостоятельно проектирующим процесс своего обучения.

Цель статьи: определение эффективности технологии «перевёрнутый класс» в образовательном процессе при обучении лиц с особыми образовательными потребностями.

Методы исследования. В своей работе автор использовал следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (метод наблюдения, анкетирование).

Результаты исследования. Результаты внедрения технологии «перевёрнутый класс» при обучении студентов с особыми образовательными потребностями, выявленные в данном исследовании методом анкетирования, показывают повышение общего уровня лояльности студентов к учебному процессу.

Заключение. Эффективность применения данной технологии направлена на развитие творческих способностей обучающихся, усиление мотивации, повышение результативности обучения, а также на улучшение когнитивных функций – внимания, памяти, мышления.

Ключевые слова: образовательные технологии, особые образовательные потребности, «перевёрнутый класс», инклюзивное образование, перевёрнутое обучение, студенты

Для цитирования: Муллер О. Ю. Технология «перевёрнутый класс» в обучении студентов с особыми образовательными потребностями // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 59–67. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-59-67

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-1-59-67

УДК: 378.14

Статья поступила в редакцию 11.11.2022, одобрена после рецензирования 20.02.2023, принята к публикации 23.02.2023.

Список источников:

1. Богданова М. А. Когнитивная наука как успешный проект междисциплинарного синтеза наук // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017 : мат-лы Всерос. конф. Казань, 30 октября – 3 ноября 2017 г. Казань : КФУ, 2017. С. 292–297.

2. Григорьева О. Н. Перевернутое обучение в образовательном процессе: сущность, преимущества, ограничения // Электронная библиотека БГУ. Минск: РИВШ, 2018. № 6. С. 50–53.

3. Dauletbayeva L. K. «Flipped classroom» technology in foreign language teaching // Вulletin of the M. Kozybayev NKU. 2020. № 1 (46). С. 152–155.

4. Tucker B. The Flipped Classroom: Online Instruction at Home Frees Class Time For Learning // Education Next. 2012. No 1. Pp. 82–83.

5. Christensen C. M., Horn M. B., Staker H. Is K–12 blended learning disruptive? An introduction to the theory of hybrids.. [Electronic resource] // Boston: Clayton Christensen Institute, 2013. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2014/06/Is-K-12-blended-learning-disruptive.pdf (accessed: 20.10.2022).

6. Гнутова И. И. От «перевернутого класса» к «перевернутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95.

7. Каде А. Х., Занин С. А., Поляков П. П., Богданова Ю. А., Вчерашнюк С. П., Быстров Н. О., Занина Е. С. Опыт применения технологии «перевернутого класса» (flipped classroom) в условиях дистанционного обучения // Инновации в образовании : мат-лы XI Междунар. учеб.-метод. конф. Краснодар, 24 марта 2021 года. Краснодар : КГМУ, 2021. С. 177–180.

8. Муллер О. Ю., Шакирова Ю. А. Использование модели «перевернутый класс» при разработке сайта программы дополнительного образования // Заметки ученого. 2021. № 12-1. С. 186–190.

9. Груздева М. Л., Ткачева М. А., Булганина А. Е. Результаты внедрения технологии «flipped classroom» в образовательный процесс вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 165–169.

10. Мухаметзянова А. Г., Гумерова Г. Х. Сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1 (37). С. 41-46.

11. Сущев С. С. «Переворот» образовательного процесса с помощью модели смешанного обучения «Flipped Classroom» // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2020. № 5 (21). С. 18.

12. Перевернутое обучение: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Российский учебник : сайт. URL: https://rosuchebnik.ru/material/flipped-classroom /(дата обращения: 29.10.2022).

13. Борзова Т. А. Теоретико-методические и практические аспекты траекторного обучения студентов в технологии «перевернутый класс» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12. № 2. С. 168–182.

 

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 25 | Скачиваний: 16