Языковая интерференция в лингводидактическом аспекте

Автор(ы)

 

Пруцких Татьяна Анатольевна

 

кандидат филологических наук, доцент, декан русско-китайского факультета, Байкальский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 6, тел.: +7(3952)522620, e-mail: pruta@mail.ru

 

Скобелкина Наталья Михайловна

 

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языковой подготовки, Байкальский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 6, тел.: +7(3952)522620, e-mail: snmirkutsk@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы языковой интерференции в лингводидактическом аспекте. В работе представлены виды интерференции и их конкретные проявления на примере типичных ошибок китайских студентов Байкальского государственного университета, даётся лингвистический комментарий. Показана важность сопоставительного анализа систем контактирующих языков и разработки специальных методических мер для предупреждения и коррекции интерференционных ошибок в целях повышения эффективности обучения китайских учащихся русскому языку.

 

Ключевые слова: языковая интерференция, виды интерференции, интерференционные ошибки, языковая система, уровни языка, методика обучения русскому языку как иностранному.

 

Для цитирования: Пруцких Т. А., Скобелкина Н. М. Языковая интерференция в лингводидактическом аспекте // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 71–78. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-71-78.

 

УДК: 378.14

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-71-78

 

Дата поступления в редакцию: 14.06.2018.

 

Заявленный вклад авторов:

 

Пруцких Т. А.:

– лингвистический комментарий к примерам с позиций системы китайского языка;

– описание языковых закономерностей китайского языка, актуальных для рассмотрения исследуемой проблемы;

– перевод на китайский язык примеров в статье;

– разработка формы и структуры карточки для формирования картотеки ошибок китайских учащихся.

Скобелкина Н. М.:

– рассмотрение видов языковой интерференции;

– подбор примеров с ошибками китайских учащихся, обусловленными влиянием родного языка;

– методический комментарий к процессу преодоления типичных трудностей, возникающих у китайских студентов;

– описание рекомендуемых упражнений;

– редактирование статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Алексахин А. Н. Теоретическая фонетика китайского языка. М. : АСТ : Восток-Запад, 2006. 204 с.

2. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся : учебное пособие. М. : РУДН, 2010. 195 с.

3. Беляева Е. В. Когнитивные механизмы возникновения речевых ошибок при усвоении русского языка в иноязычной аудитории: на материале ошибок китайских студентов : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Красноярск. 2004. 188 с.

4. Ван Ли. Части речи // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXII. М., 1989. С. 37–53.

5. Каверина В. В. Обучение русскому произношению лиц, говорящих на китайском языке (на основе сопоставительного анализа китайской и русской фонетических систем). Язык, сознание, коммуникация : сб. науч. статей // ред. Л. П. Клобукова, В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Диалог-МГУ, 1998. Вып. 6. С. 78–92.

6. Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабарова Э. В. Иная ментальность. М. : Гнозис, 2005. 352 с.

7. Ли Сяндун. Языковые различия и их отражение в лексической семантике китайского и русского языков // Вопросы филологии. М. 2003. № 2 (14). С. 30–34.

8. Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 25. Контрастивная лингвистика / сост. В. П. Нерознак, В. Г. Гак. М. : Прогресс, 1989. 438 с.

9. Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев. Иркутск : Иркутская областная типография № 1, 2001. 332 с.

10. Спешнев Н. А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык. СПб. : Каро, 2008. 256 с.

11. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. Проблемы теории и методики исследования. М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. 288 с.

12. Теренин А. В. Взгляд на языковую интерференцию и степени её проявления // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 561.

 

Скачать статью в формате pdf