Особенности профессионального самоопределения и профессиональных предпочтений школьников с интеллектуальными нарушениями

Пашинова Ольга Викторовна

 

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: shelk72@mail.ru

 

Аннотация. Актуальность проблемы, исследуемой в статье, определяется тем фактом, что в настоящее время перед специальными (коррекционными) школами стоит задача обеспечить педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В статье анализируются вариативные

подходы к раскрытию сущности феномена «профессиональное самоопределение», компоненты, этапы, условия профессионального самоопределения, рассматриваются вопросы и проблемы, препятствующие профессиональному самоопределению выпускников специальных (коррекционных) школ. Представлены процедура и результаты исследования профессиональных предпочтений школьников старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональные предпочтения, школьники с интеллектуальными нарушениями.

 

Для цитирования: Пашинова О. В. Особенности профессионального самоопределения и профессиональных предпочтений школьников с интеллектуальными нарушениями // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 86–98. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-86-98.

 

УДК: 371.921

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-86-98

 

Дата поступления статьи в редакцию: 07.05.2018.

 

Список литературы:

 

1. Аверкиева О. Л. О профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями // Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Томск. 2004. .С. 7–11

2. Акимова О. И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2012. 23 с.

3. Аленкина О. А. Изучение готовности к профессиональному выбору у школьников с ограниченными возможностями интеллектуального развития и их сверстников из общеобразовательных школ // Коррекционная педагогика. 2011. № 1. С. 24–30.

4. Баранаускене И., Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект // Дефектология. 2007. № 4. С. 60–69.

5. Васенков Г. В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 16–23.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : Академия, 2013. 416 с.

7. Катаева Л. И., Полозова Т. А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. 2005. № 1. С. 147–156.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия. 2004. 304 с.

9. Как выбирать профессию : кн. для учащихся ст. классов сред. шк.; 2-е изд., доп. и дораб. М. : Просвещение, 1990. 159 с.

10. Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах // Дефектология. 1991. № 4. С. 32–34.

11. Кондрат Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Alma mater. 2003. № 4. С. 16–19.

12. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 5–15.

13. Медведев Д. С. Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе // Профильная школа. 2009. № 4. С. 58–62.

14. Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75–80.

15. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М. : Сфера, 2006. 128 с.

16. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : Изд-во УРАО, 2002. 169 с.

17. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия, 1999. С. 212–213.

18. Попович А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2. С. 169–177.

19. Сазонов А. Д., Сазонов В. А., Сазонов И. А. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ России : монография. Курган : Изд-во КГУ. 2000. 192 с.

20. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / под ред. Е. М. Старобиной. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. 304 с.

21. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62–72.

22. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия. 2006. 496 с.

23. Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск : Изд-во БГПУ, 1999. 111 с.

24. Рылеева А. С. Влияние вариативной образовательной среды на процесс готовности подростков группы риска к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6 (55). С. 31–35.

25. Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. 2005. № 4. С. 81–82.

26. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. 1986. № 4. С. 65–73.

27. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 416 с.

28. Сторожева Г. О. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. 2004. № 10. С. 37–44.

29. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / И. А. Умовская, А. И. Цуканов, С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина; под ред. С. Н. Чистяковой. М. : Просвещение, 2006. 160 с.

30. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. : Сфера, 2007. 384 с.

31. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев : Радянська школа, 1976. 126 с.

32. Фадеева Г. А. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы. Новосибирск. 2003. С. 137–138.

33. Хаймина А. Г. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль. 2006. 22 с.

34. Ходина Т. К. Проблемы профессионального самоопределения современных школьников // Профессиональный потенциал. 2002. № 1. С. 43–47.

35. Хохлина Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. № 2. С. 25–34.

36. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 118–122.

37. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. : Педагогика, 1981. 96 с.

38. Шеховцов О., Шеховцова Л. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе : учебное пособие. Спб. : Северо-Запад, Ростов н/Д : Феникс. 2006. 176 с.

39. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24–28.

40. Юматова, И. И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза) : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ростов н/Д., 2000. 27 с.

 

Скачать статью в формате pdf