Психологическое сопровождение академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном учебном заведении

  • Печать

Автор(ы):

Елена Сергеевна Гринина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0002-8766-9668, AuthorID: 683090,

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нина Анатольевна Кузьмина, психолог, https://orcid.org/0009-0004-5425-7466, Саратовский колледж водного транспорта, строительства и сервиса

Россия, 410001, г. Саратов, ул. Ново-Астраханское шоссе, 79, тел.: +7 (8452) 958341, maskit030@mail.ru

Аннотация: Введение. В статье анализируется опыт реализации психологического сопровождения академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу профессионального образовательного учреждения (колледжа). В центре внимания оказываются такие аспекты академической адаптации, как эмоциональное состояние, тревожность, учебная мотивация, уровень социально-психологической адаптированности обучающихся колледжа.

Материалы и методы. В сравнительном исследовании принимали участие 89 обучающихся первого курса в возрасте 15–18 лет, среди которых 44 первокурсника с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая умственная отсталость) и 45 условно здоровых первокурсников. Исследование академической адаптации осуществлялось с применением комплекса методов и методик: «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д Рикс); «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилберг, адаптация Ю. Л. Ханина); «Самооценка психологической адаптивности»; «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова); анкета «Анализ адаптации первокурсников». На формирующем этапе эксперимента разработана и апробирована программа оптимизации академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном учебном заведении, которая включает в себя коррекционно-развивающие занятия, а также психолого-просветительскую работу с обучающимися, родителями и педагогами. На контрольном этапе анализировалась динамика академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования. У первокурсников колледжа с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы оптимизации академической адаптации в среднем профессиональном учебном заведении выявлены положительные статистически значимые изменения в области эмоционального благополучия, снижение реактивной тревожности, повышение учебной мотивации.

Заключение. Полученные данные расширяют представления о специфике академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном учебном заведении, разработанная программа оптимизации академической адаптации может быть использована в практике их психологического сопровождения в образовательном процессе.

Ключевые слова: академическая адаптация, профессиональное образование, ограниченные возможности здоровья, академическая адаптация первокурсников, адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Для цитирования: Гринина Е. С., Кузьмина Н. А. Психологическое сопровождение академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном учебном заведении // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 9, № 2. С. 247–262. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-247-262

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-247-262

УДК: 159.9:376:377

Статья поступила в редакцию 04.03.2025, одобрена после рецензирования 07.06.2025, принята к публикации 10.06.2025

Список литературы:

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 2. С. 25–32. TJZGWY

2. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89–95. VMXYYP

3. Безрукавный О. С. Проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 3. С. 1–11. URL: https://psyjournals.ru/files/96032/ psyedu_2018_n3_Bezrukavny.pdf (дата обращения 19.01.2025). DOI: 10.17759/psyedu.2018100301

4. Авдеева Н. Н. и др. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко ; 4-е изд. М. : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

5. Дорожевец Т. В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск : Изд-во ВГУ, 1995. 32 с.

6. Граур М. В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 34–40. ZBHIYJ

7. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : монография. М. : Перо, 2023. 160 с. TYMEGS

8. Акимова С. В., Кожевникова О. В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2015. № 8 (18). URL: http:/7universum.com/ru/psy/archive/ item/2516 (дата обращения: 20.11.2024).

9. Baker R.W., Siryk B. Student Adaptation to College Questionnaire (SACQ): Manual. Los Angeles: WesternPsychologicalServices, 1989. 68 p.

10. Кочергина Е. В., Прахов И. А. Взаимосвязь между отношением к риску, успеваемостью студентов и вероятностью отчисления из вуза [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 206–228. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-otnosheniem-k-risku-uspevaemostyu-studentov-i-veroyatnostyu-otchisleniya-iz-vuza (дата обращения: 20.11.2024). DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-206-228

11. Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14, № 3 (48). С. 346–356. PFOJRU

12. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. C. 53–68. DOI: 10.17759/pse.2022270205

13. Пуляева В. Н., Неврюев А. Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (2). С. 19–32. DOI: 10.17759/pse.2020250202

14. Говорушенко А. В. Академическая адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 6. С. 16–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 14.05.2024).

15. Ермаченко Н. А., Зайцева О. В., Середа В. А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 39–45. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-adaptatsii-pervokusnikov-k-usloviyam-obucheniya-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 20.09.2024).

16. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-пси­хологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51–73. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-51-73

17. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2020. № 5(47). С. 258–272. URL: https://cyberlen­inka.ru/article/n/harakteristiki-akademicheskoy-adaptatsii-i-kognitivnyh-funktsiy-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 12.05.2024). DOI: 10.32744/pse.2020.5.18

18. Кириллова М. К., Чиркова Э. Б., Гинжул И. Ю. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья : моно­графия. Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2022. 250 с. XDTBYH

19. Базаркина И. Н., Сенкевич Л. В., Донцов Д. А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. М. : Человек, 2014. 224 с.

20. Божович Л. И. Лесенка побуждений [Электронный ресурс] : сайт. Тестотека. URL: https://testoteka.narod.ru/ms/1/17.html (дата обращения: 10.09.2024).

21. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара : БАХРАХ-М, 2022. 668 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 15 | Скачиваний: 12