Разработка модели взаимодействия университета и этнических диаспор в полиэтническом пространстве региона (на примере Сахалинской области)
Автор(ы):
Ирина Валериановна Балицкая, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранного языка и страноведения, https://orcid.org/0000-0002-9325-9729, SPIN-код: 5448-4288; AuthorID: 268167; WoS ResearcherID: JFS-465-2023; Scopus Author ID: 06049703353, Институт филологии, истории и востоковедения, Сахалинский государственный университет
Россия, 693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 33, тел.: +7 (4242) 452300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ольга Владимировна Шашкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры восточной филологии, https://orcid.org/0009-0004-8414-1771, Институт филологии, истории и востоковедения, Сахалинский государственный университет
Россия, 693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 33, тел.: +7 (4242) 452300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Камила Ирековна Зарипова, старший преподаватель кафедры восточной филологии, Институт филологии, истории и востоковедения, https://orcid.org/0009-0009-7099-0904Сахалинский государственный университет
Россия, 693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 33, тел.: +7 (4242) 452300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Введение. В современных условиях развития российского общества ощутима насущная потребность в образовании, способном стать средством интеграции представителей различных этнокультурных групп. Роль связующего звена между образовательными учреждениями и этническими группами выполняют диаспоры, позволяющие сохранять собственную этнокультурную идентичность, при этом служить средством интеграции в принимающее сообщество. Для реализации данной цели высшие учебные заведения могут устанавливать целенаправленные партнёрские связи с этническими диаспорами, создавая и развивая адаптивную поликультурную образовательную среду. Возможность университета реализовать модель социально ориентированной структуры позволяет решить ряд многоаспектных задач, что способствует повышению качества образования, развитию научного потенциала университета, а также социальной стабильности региона и российского общества в целом.
Методы и материалы. В исследовании использовался комплекс методов научного логико-исторического анализа, включающий в себя источниковедческий анализ, эмпирический метод, системный и структурно-функциональный анализ механизмов взаимодействия диаспор и образовательных учреждений. Для достижения основной цели исследования при разработке модели взаимодействия университета и этнических диаспор использован метод моделирования.
Результаты исследования. В статье рассмотрены основные факторы формирования этнокультурного разнообразия Сахалинской области и охарактеризованы основные тенденции формирования этнических диаспор. Уточнено современное интегрированное толкование термина «диаспора», а также определён его узкий смысл. Изучены особенности коммуникации диаспор, функционирующих на территории Сахалинской области. Доказана целесообразность налаживания партнёрских отношений между Сахалинским государственным университетом и этническими диаспорами региона, предложена детализированная модель подобного взаимодействия. Выводы. Коммуникационные сети диаспор региона послужили основой для организации целевого сотрудничества с Сахалинским государственным университетом, которое реализуется на основе модели взаимодействия университета и этнических диаспор и решает ряд многопрофильных задач: расширение социокультурного пространства вуза, оптимизация образовательного процесса, сохранение культурного наследия региона, формирование региональной кросс-культуры, укрепление социальной консолидации общества за счёт адаптации мигрантов в принимающее сообщество и др.
Ключевые слова: диаспоры, диаспоральные организации, высшее образование, интеграция, межэтнические отношения, региональное образовательное пространство, модель взаимодействия университета и этнических диаспор
Для цитирования: Балицкая И. В., Шашкина О. В., Зарипова К. И. Разработка модели взаимодействия университета и этнических диаспор в полиэтническом пространстве региона (на примере Сахалинской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 269–286. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-269-286
DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-269-286
УДК: 378.1
Статья поступила в редакцию 10.07.2025, одобрена после рецензирования 02.09.2025, принята к публикации 11.09.2025.
Список литературы:
1. Балицкая И. В., Шашкина О. В. Университет как центр межкультурного взаимодействия с этническими диаспорами (на примере Cахалинского государственногоуниверситета) // Вопросы романо-германской и русской филологии : межвуз. сб. науч. ст. Пятигорск : ПГУ, 2024. С. 21–25
2. Багдасарова А. Б., Попов М. Е. Гражданская и этнокультурная идентичность в образовательном пространстве современной России // Обсерватория культуры. 2007. № 5. С. 110–114. EDN: IJSWLV
3. Бедрик А. В., Панфилова Ю. С., Чикарова Г. И. Диаспоры Юга России как объекты социологического исследования: к постановке проблемы // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12, № 6. С. 147–158. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.6.11
4. Бабаева Е. В., Ганьшина Г. В., Заварина С. Ю. Сотрудничество вуза с учреждениями культуры как форма диверсификации высшего образования [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ etnicheskaya-samoidentifikatsiya-naseleniya-sahalinskoy-oblasti-v-kontse-xx-nachalexxi- v/viewer h6 (дата обращения: 30.09.2024).
5. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 3–11. DOI: 10.51314/2073-2635-2018-2-3-11
6. О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406130451/?ysclid=mfdojzcdud788166691
(дата обращения: 02.02.2025).
7. Калугина Т. Н. Высшее образование как инструмент культурной политики: дис. ... канд. культуролог. наук : 24.00.01. М., 2022. 241 с.
8. Калугина Т. Н. Структура современного образовательного пространства [Электронный ресурс] // Culture and Civilization. 2018. Vol. 8, Is. 5А. C. 66–75. URL: http://publishing-vak.ru/fi le/archive-culture-2018-5/8-kalugina.pdf (дата обращения: 30.09.2024). EDN: YTPHHF
9. Зарипова К. И. Взаимодействие государственных институтов с этническими диаспорами Сахалинской области в контексте поликультурной образовательной политики // Шамовские чтения : сб. ст. XVII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 января – 3 февраля 2025 г.) В 2 т. Т. 2. М. : Изд-во НШУОС, 2025. С. 955–958.
10. Балицкая И. В., Шашкина О. В. Подготовка специалистов в условиях взаимодействия вуза и этнических диаспор в социокультурном трансграничном пространстве региона [Электронный ресурс] // Шамовские чтения: сб. статей XVII Международ. науч.-практич. конф. (Москва, 25 января – 3 февраля 2025 г.) В 2 т. Т. 2. М. : Изд-во НШУОС, 2025. С. 925–930. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_80448506_75626504.pdf (дата обращения: 09.07.2025). EDN: QOWOMD
11. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года по Сахалинской области. Т. 5. Национальный состав и владение языками. Таблица 1. Национальный состав населения в разрезе муниципальных образований Сахалинской области [Электронный ресурс] : сайт. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области. URL: https://65.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.07.2025).
12. Дятлов В. И. Диаспоры: экспансия термина в общественную практику современной России // Диаспоры. 2004. № 3. С. 126–139. EDN: UIYZED
13. Дятлов В. И. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1. С. 8–23. EDN: UKWWEL
14. Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. 1996. № 12. С. 33–42. EDN: RAOHTR
15. Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999–2011 гг. Оренбург : ОГАУ, 2011. 232 с.
16. Авдашкин А. А. Диаспора: происхождение и развитие понятия // Социум и власть. 2013. № 2 (40). С. 107–111.
17. Яницкий М. С., Тулбаева Д. Н. Психологические детерминанты включенности в деятельность этнической диаспоры // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 77–82.
18. Кунилова К. Д., Каменева Т. Н. Социальные и образовательные функции диаспоры в современном обществе // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : сб. докладов VI Всерос. социолог. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.). М. : Рос. Общ-во социологов, 2020. С. 3651–3655. DOI: 10.19181/ kongress.2020.435