Социально-педагогические проблемы интеграции низкорослых детей в обществе сверстников

  • Печать

Автор(ы):

Наталья Владимировна Ломоносова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, института экономики и управления промышленными предприятиями, http://orcid.org/0000-0002-0225-2880, Author ID в РИНЦ: 9738-7686, Researcher ID: I-6319-2015, Scopus ID: 56227083200, Университет науки и технологий МИСИС

Россия, 119049, г. Москва, Ленинский пр-кт, 4, стр. 1, тел.: +7 (495) 9550032, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Владимировна Нестерова, директор, http://orcid.org/0000-0002-0225-2880,

Автономная некоммерческая организация «Центр “Немаленькие люди”»

Россия, 115191, г. Москва, 2-я Рощинская, 4, тел.: 8 800 2223209, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Актуальность исследования связана с парадоксальной ситуацией, в которой оказываются низкорослые дети в современной системе образования: с одной стороны, они не имеют критических ментальных или физиологических нарушений, формально требующих создания специальных образовательных условий, а с другой – сталкиваются с системной социальной эксклюзией вследствие визуального антропо-метрического несоответствия возрастным нормам. Это провоцирует «инклюзивный разрыв», при котором ребёнок, оставаясь формально включённым в образовательный процесс, фактически исключается из социального взаимодействия со сверстниками. Несмотря на высокую социальную значимость проблемы, педагогические аспекты низкорослости остаются периферийной областью исследований. Данная проблема усугубляется отсутствием в российской педагогике сформировавшегося научно-практического направления по психолого-педагогической адаптации таких детей, а также острым дефицитом междисциплинарных исследований, интегрирующих знания в области эндокринологии, антропологии, социологии и педагогики. Объект исследования – социальная интеграция детей с низкорослостью, предмет – объективные и субъективные аспекты социальной интеграции низкорослых детей в условиях инклюзивного образования. Цель работы – выявление ключевых проблем социальной интеграции низкорослых людей. Задачи исследования: уточнение понятия низкорослости в социально-педагогическом контексте; определение специфики социальной интеграции детей с низким ростом и их социального статуса; изучение методологии инклюзивного образовательного процесса с позиции адаптации низкорослых детей в коллективе сверстников; оценка ключевых особенностей психолого-педагогического сопровождения низкорослых детей. Теоретическая значимость работы подтверждается отсутствием в современных источниках описания социально-педагогического феномена низкорослости и системных подходов к формированию инклюзивной культуры данной группы. Практическая значимость связана с возможностью снижения социальной изоляции и устранения различных форм буллинга в отношении низкорослых детей в обществе.

Материалы и методы. В исследовании применялся системно-антропологический подход, позволяющий рассмотреть инклюзивную среду как единство физических, педагогических и социальных компонентов. На теоретическом уровне использовались методы теоретического обобщения, систематизации, классификации и концептуального моделирования. Эмпирическая часть включала в себя качественные методы: полуструктурированные интервью с родителями низкорослых детей (n = 30), кейс-стади (n = 15), контент-анализ и экспертную оценку данных. Выборка охватывала респондентов из различных регионов РФ. Анализ данных проводился с помощью тематического кодирования и сравнительного анализа для выявления возрастных и социальных паттернов.

Результаты исследования. Систематизированы ключевые аспекты социально-педагогического феномена низкорослости; разработана авторская модель возрастной динамики социализации детей с низкорослостью, выявляющая этапы трансформации внешней стигмы в самоограничивающую идентичность; сформирована и верифицирована многофакторная модель детерминант социального статуса низкорослых детей в образовательной среде, включающая в себя антропометрический диссонанс, педагогический дискурс, инфраструктурные барьеры и институциональные лакуны. Установлено, что ключевым модератором процесса интеграции выступает педагог, обладающий специфическими инклюзивными компетенциями.

Обсуждение и заключение. Таким образом, в работе уточнено понятие низкорослости как институционально конструируемого парадокса: ментальная нормотипичность ребёнка не препятствует системной эксклюзии из-за антропометрического диссонанса. Кроме того, определена специфика социальной интеграции детей с низким ростом и обоснован их социальный статус; описана методологическая составляющая инклюзивного образовательного процесса с позиции адаптации низкорослых детей в коллективе сверстников; проведена оценка особенностей психолого-педагогического сопровождения низкорослых детей. Результаты подтверждают наличие проблемного поля социальной интеграции низкорослых людей и необходимость сдвига от реактивной коррекции к превентивному ресурсному менеджменту. Преодоление инклюзивного разрыва требует целенаправленных социально-педагогических действий, сфокусированных на критических точках возрастной динамики и коррекции выявленных системных детерминант заниженного социального статуса низкорослых детей в обществе сверстников.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная интеграция, стигматизация, ахондроплазия, низкорослость, нанизм, педагогическое сопровождение

Для цитирования: Нестерова Ю. В., Ломоносова Н. В. Социально-педагогические проблемы интеграции низкорослых детей в обществе сверстников // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 312–329. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-312-329

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-312

УДК: 376.1

Статья поступила в редакцию 13.07.2024, одобрена после рецензирования 01.09.2025, принята к публикации 05.09.2025.

Список литератутры:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.07.2025).

2. Нагаева Е. В. Низкорослость, обусловленная задержкой внутриутробного развития. Клинические и гормонально-метаболические особенности, возможности ростостимулирующей терапии // Проблемы эндокринологии. 2022. Т. 68, № 5. С. 4–13. URL: https://doi.org/10.14341/probl13178 (дата обращения: 01.07.2024). https://doi.org/10.14341/probl13178

3. Юдина Т. А. Возрастно-психологические особенности социальной ситуации развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М, 2021. 166 с

4. Дедов И. И., Безлепкина О. Б., Панкратова М. С., Нагаева Е. В., Райкина Е. Н., Петеркова В. А. Гормон роста – 30 лет клинической практики: прошлое, настоящее, будущее // Проблемы эндокринологии. 2024. Т. 70, № 1. С. 4–12. https://doi.org/10.14341/probl13432

5. Кравец Е. Б., Бохан Т. Г., Шеренкова Е. Н. Психологические особенности детей с различными клиническими вариантами низкорослости // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennostidetey-s-razlichnymi-klinicheskimi-variantami-nizkoroslosti (дата обращения: 09.07.2025).

6. Gabrielli S.; Rizzi S.; Carbone S.; Piras E. M. School Interventions for Bullying-Cyberbullying Prevention in Adolescents: Insights from the UPRIGHT and CREEP Projects [Electronic resource]. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18 (21). 11697. URL: https://doi.org/10.3390/ijerph182111697 (accessed: 25.06.2025).

7. Shediac R., Moshkovich O., Gerould H., Ballinger R., Williams A., Bellenger M. A., Quinn J., Hoover-Fong J., Mohnike K., Savarirayan R., Kelly D. Experiences of children and adolescents living with achondroplasia and their caregivers [Electronic resource]. Molecular Genetics & Genomic Medicine. 2022. № 10 (4). e1891. URL: https://doi.org/10.1002/mgg3.1891 (accessed: 12.07.2025).

8. Асманов А. И., Вашакмадзе Н. Д., Виленский В. А. и др. Российский межпрофильный консенсус по ведению пациентов с ахондроплазией (утвержден советом экспертов в январе 2023 г.) // Педиатрия им. Г. Н. Сперанского. 2023. № 102 (3). С. 151–157. DOI: 10.24110/0031-403X-2023-102-3-151-157

9. Savarirayan R., Ireland P., Irving M. et al. International Consensus Statement on the diagnosis, multidisciplinary management and lifelong care of individuals with achondroplasia // Nature Reviews Endocrinology. 2022. Vol. 18 (3). Pp. 173–189. DOI: 10.1038/s41574-021-00595-x

10. Щербатова Т., Скиба Е., Антонова О., Быкова С. Немаленькие люди. Как рассказать ребенку о людях с низким ростом / эксп.: О. Полетаева, А. Свербихина ; ред.: Ю. Нестерова, Ю. Савельева. Российская организация пациентов с ахондроплазией, другими костными дисплазиями и их семей. М. : 2023, [б. и.]. 13 с. URL: https://www.achondroplasia.ru (дата обращения: 01.10.2023)

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 12