Трансформация педагогических компетенций учителей естественно-научных предметов в условиях цифровизации образования

  • Печать

Автор(ы):

Людмила Александровна Паршутина, кандидат педагогических наук, заместитель директора, заведующий лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания, https://orcid.org/0000-0003-4456-7888, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4, тел.: +7 (495) 6958128, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Современная система образования характеризуется принципиальными изменениями в содержании и методологии подготовки педагогических кадров для преподавания естественно-научных предметов. Трансформация образовательной парадигмы обусловлена необходимостью формирования у будущих учителей комплексных компетенций, включающих в себя как традиционные предметные знания, так и инновационные цифровые навыки. Актуальность исследования определяется объективной необходимостью научного обоснования процессов трансформации педагогических компетенций учителей естественно-научных предметов в условиях цифровизации образования. Современный этап развития образования характеризуется

принципиальными изменениями в требованиях к содержанию и структуре профессиональных компетенций педагогов, что обусловливает проблему исследования: каковы закономерности и механизмы трансформации педагогических компетенций учителей естественно-научных предметов под влиянием цифровых технологий? Цель исследования заключается в выявлении структурных изменений педагогических компетенций учителей естественно-научных предметов под влиянием цифровизации образования и определении эффективных механизмов их формирования в современных условиях.

Методологическую основу составили системный, компетентностный и деятельностный подходы, методы теоретического анализа научной литературы, анкетирования и экспертного оценивания. Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа образовательных программ подготовки учителей естественно-научных предметов, анкетирования 287 преподавателей педагогических вузов и 439 практикующих учителей.

Результаты исследования показали, что структура профессиональных компетенций включает в себя пять основных компонентов: предметно-методический, психолого-педагогический, информационно-коммуникативный, исследовательский и рефлексивно-оценочный. Выявлена динамика трансформации содержания компетенций под влиянием цифровизации образования и внедрения инновационных образовательных технологий. Установлено, что современные компетенции учителя естественно-научных предметов характеризуются интеграцией традиционных педагогических умений с цифровыми технологиями, исследовательскими навыками и способностью к непрерывному профессиональному развитию. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов для совершенствования программ подготовки учителей естественно-научных предметов и создания системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Ключевые слова: педагогические компетенции, естественно-научные предметы, цифровая трансформация образования, профессиональная подготовка учителей, компетентностный подход, модели формирования компетенций

Для цитирования: Паршутина Л. А. Трансформация педагогических компетенций учителей естественно-научных предметов в условиях цифровизации образования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 330–351. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-330-351

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-330-351

УДК: 378.147:5+004

Статья поступила в редакцию 08.08.2025, одобрена после рецензирования 26.08.2025, принята к публикации 28.08.2025.

Список литературы:

1. Кучер Б. Д. Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 4. С. 158–172. URL:fi le:///C:/Users/z.kustova/Downloads/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-uchiteley-

estestvenno-nauchnogo-tsikla-suschnost-struktura-i-funktsii.pdf (дата обращения: 23.06.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11049

2. Григорьева О. Н. Методологические основы формирования профессиональных компетенций преподавателей естественно-научных дисциплин // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2022. № 22-4. С. 62–71. EDN: NJPTBI

3. Петрушкина Т. А. Естественно-научная компетентность как основа профессиональной компетентности будущих учителей физики // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 47.

4. Boronenko T. A., Kaisina A. V., Fedotova V. S. Characteristics of professional competencies of computer science teacher in digital learning environment: digital competence // Perspectives of Science and Education. 2022. № 57 (3). С. 680–698.

5. Жукова А. А., Повзун В. Д. Формирование информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. Т. 10, № 3. С. 25–29. DOI: 10.24412/2225-8264-2021-3-25-29

6. Сусед-Виличинская Ю. С. Общекультурная компетентность педагога: дефиниция и структура понятия // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2021. № 2 (111). С. 86–97. EDN: ICNVML

7. Кошелева О. Э. Роль компьютерных технологий в формировании естественно-научного понимания мира студентами // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2021. № 1. С. 121–127. EDN: KFFCBD

8. Тлеужанова Г. К., Саржанова Г. Б., Асанова Д. Н., Смагулова Г. Ж. Педагогические условия формирования цифровых компетенций педагога в условиях трансформации образования // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. 2023. Т. 109, № 1. С. 176–182. DOI: https://doi.org/10.31489/2023ped1/176-1829. Ермакова Ю. Д., Носова Т. М. Профессиональная подготовка учителя в условиях цифровизации обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25, № 91. С. 34–44.

10. Беликова Р. М., Новолодская Е. Г., Гусева Т. А. Формирование естественно-научной грамотности студентов в педагогическом вузе // Управление устойчивым развитием. 2023. № 4 (47). С. 103–111. DOI: 10.55421/2499992X_2023_4_103

11. Моргачева Н. В., Сотникова Е. Б. Оценка педагогическим сообществом целесообразности применения цифровых технологий в естественно-научном образовании // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 1. С. 135–139. DOI: 10.17513/snt.39921

12. Атахонова Х. Р. Атахонова Х. Р., Низомзода М. М., Курбонова С. М., Курбонова М. З. Особенности развития методической компетенции учителей естественно-научных дисциплин // Вестник Академии образования Таджикистана. 2022. № 4 (45). С. 193–200. EDN: OEBAOM

13. Berkimbayev K. M., Niyazova G. Zh. Methodological approaches to the formation of a teacher’s digital competence // RUDN Journal of Informatization in Education. 2021. Т. 18, № 4. С. 305–313. DOI: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-305-313

14. Полякова В. А., Рубцова Д. А. Формирование естественно-научных компетенций обучающихся в рамках образовательного проекта «Агрокласс» с использованием терминального класса // Научное обозрение. Педагогические науки. 2024. № 2. С. 20–24.

15. Панова И. В., Смышляева О. В. Формирование цифровых компетенций будущих учителей информатики в процессе предметно-методической подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-2. С. 482–485.

16. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А., Пентин А. Ю. Естественно-научное образование в современной школе: перспективы развития // Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы : сб. науч. трудов Юбилейного форума с междунар. участием. М., 2023. С. 154–171.

17. Жукова В. Н. Сущность критериального подхода к уровням сформированности цифровой компетентности у будущих учителей математики // ЦИТИСЭ. 2024. № 1(39). С. 189–197. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.16

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 1