Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры

Автор(ы):

Голубчикова Марина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)201904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Коробченко Андрей Иванович

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт», Иркутский государственный университет путей сообщения

664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, тел.: +7(3952)638310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Голубчиков Геннадий Михайлович

аспирант кафедры педагогики, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)201904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье сформулированы основные методологические аспекты решения проблемы развития учебной самостоятельности студентов, при формулировке которых авторы опираются на теорию деятельности, компетентностный и компетентностно-деятельностный подходы. В качестве основных инструментов достижения целей используются схемы ориентировочной основы деятельности. В работе выявлены особенности построения и применения данных дидактических средств, способствующих развитию самостоятельности студентов. Показана роль преподавателя в организации деятельности обучающихся, раскрыты виды деятельности обучающихся в процессе развития учебной самостоятельности. Предложены дидактические средства в логике схем ориентировочной основы деятельности, которые можно использовать в работе со студентами на занятиях по физической культуре, прописана логика их построения.

Ключевые слова: учебная самостоятельность личности, физическая культура, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, самостоятельная практическая деятельность, ключевые компетенции, схемы ориентировочной основы деятельности.

Для цитирования: Голубчикова М. Г., Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 76–87. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-76-87

УДК: 378.147.322

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-76-87

Дата поступления в редакцию: 08.11.2018.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций : из неопубликованных трудов. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов. М. : Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: hse.ru/data/2012/08/15/1257205707/ Ключевые компетенции. (дата обращения: 05.03.2018).

7. Коломиец О. М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. 2016. Т. 6. № 5а. С. 40–51.

8. Коломиец О. М. Деятельностная основа профессиональных компетенций преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета. Серия 20. № 2. 2015. С. 11–25.

9. Коробченко А. И., Голубчикова М. Г. Разработка новых дидактических средств по развитию компетенций обучающихся в области физической культуры // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: мат-лы Второй всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2017. С. 248–252.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, Академия, 2005. 352 с.

11. Мартыненко В. С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Волгоград, 2009. 160 с.

12. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М. : Изд-во ЮНЕСКО, 1996. 31 с.

13. Симоненков В. С. Бег как средство повышения общей выносливости студентов вузов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 151–155.

14. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М. : ОИРО, 2010. 432 с.

15. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарики, 2000. 448 с.

16. Kolomiets O. M. The concept of teaching in the context of the competenceactivity approach. M. : Publishing house “Education Development”. 2018. 157 p.

Скачать статью в формате pdf