Полимодальное восприятие детей седьмого года жизни с ограниченными возможностями здоровья

Автор(ы):

Мурашова Ирина Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-0001-5208, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)243244, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лыткина Ксения Викторовна

студентка 4 курса направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология», Иркутский государственный университет

 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)243244, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты сравнительного исследования полимодального восприятия детей седьмого года жизни с задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи и нормальным психическим онтогенезом. Показаны процентные различия в отношении ведущих модальностей восприятия, наличия закрытых и прикрытых каналов и частоты встречаемости активных и инактивных каналов восприятия. Выявлено, что подавляющее большинство детей седьмого года жизни с ограниченными возможностями здоровья имеют дисгармоничные типы профиля полимодального восприятия, а у сверстников с нормальным психическим онтогенезом чаще встречается гармоничный тип. Полученные данные следует учитывать в коррекционно-развивающей работе.

Ключевые слова: дети седьмого года жизни, задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи, полимодальное восприятие.

Для цитирования: Мурашова И. Ю., Лыткина К. В. Полимодальное восприятие детей седьмого года жизни с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 138–145. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-138-145.

УДК: 371.92

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-138-145

Дата поступления в редакцию: 07.02.2019

Список литературы:

1. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. Иркутск : Оттиск, 2005. 203 с.

2. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М. : 1973. 246 с.

3. Леонтьев А. Н. Восприятие и деятельность / под ред. А. Н. Леонтьева. М. : Изд-во МГУ, 2013. 227 с.

4. Лубовский В. И., Лонина В. А., Басилова Т. А., Левченко И. Ю. и др. Специальная психология. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. И. Лубовского. [7-е изд., перераб. и доп.]. М. : Юрайт, 2014. 428 с. 2 т. 274 с.

5. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь : Логос, 2018. 276 с.

6. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М. : Просвещение, 2005. 360 с.

7. Nekrasova E. D. Sensory interaction during perception of verbal signs (experimental study) / Language and Culture. 2014. № 4. P. 36–41.

 

Скачать статью в формате pdf