Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху

Автор(ы):

Елена Олеговна Галицких

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения, ORCID:https://orcid.org/0000-00031145-3315, Researcher ID: G-3532-201,8 Вятский государственный университет

610000, г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: +7(8332)208946, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение: проблема обновления профессионального педагогического образования в условиях цифровой эпохи. Цель статьи – поиск резервов профессиональной подготовки педагога-словесника. Материалы и методы: исследование проводилось на факультете филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета, в нём приняли участие 63 студента с третьего по пятый курс педагогического направления подготовки. Исследование опиралось на интегративный подход и было направлено на обновление технологической оснащённости образовательного процесса. В качестве методов использовалось педагогическое моделирование, проектирование, целенаправленное наблюдение, анкетирование, анализ творческих продуктов работы, статистическая обработка данных, обобщение и систематизация результатов. Результаты исследования: проведён анализ стратегических изменений в профессиональной подготовке педагогов-словесников, выявлены причины этих изменений. Описаны проблемные аспекты методической подготовки будущих словесников, проанализированы мотивы их профессионального самоопределения, раскрыты резервы развития профессиональной подготовки педагогов-словесников: разумное сочетание онлайн- и офлайн-обучения, реализация Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения, обогащение методической подготовки современным проектным инструментарием и опытом межвузовского взаимодействия. Заключение: профессиональная подготовка педагога обращена в будущее, стремится отвечать требованиям цифровой эпохи и осваивать новые информационные технологии, приёмы коммуникации и обратной связи как перспективные резервы своего развития.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога-словесника, информационные технологии, онлайн-обучение, программа поддержки и развития чтения, методический опыт, методологический, организационный уровни профессиональной подготовки, образовательные проекты, приёмы организации обратной связи.

Для цитирования: Галицких Е. О. Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 213-226. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-213-226

УДК: 371.134

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-213-226

Дата поступления в редакцию: 15.03.2019

Список литературы:

1. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 271 с.

2. Кейек-Франсен Д. Практики успешности студентов: от очного обучения к масштабному и обратно // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 116–136.

3. Магистр – науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования : мат-лы IV Всерос. науч. видеоконф. г. Москва, 19 апреля 2018 г. М. : МПГУ, 2018. 72 с.

4. Миронова Н. А, Попова Н. А. Читательские практики: рабочая программа дисциплины. М. : Экон-Информ, 2018. 34 с.

5. Гафарова М. А. Тексты новой природы как ресурс развития читательской компетентности будущих учителей // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», 21.10.2016 г. СПб. : Лема, 2016. С. 42–44.

6. Семенец А. Все мы все теперь «хомо конфузус» [Электронный ресурс] // Частный корреспондент. 22 января 2019 года. URL: http://www.chaskor.ru/article/my_vse_teper_homo_konfuzus_44374 (дата обращения: 23.04.2019).

7. Петрановская Л. Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны [Электронный ресурс] // Psychologies. 2019. № 41. Июнь. URL: http://www.psychologies.ru/story/lyudmila-petranovskaya-otsenki-i-diplom-prestijnogo-vuza-uje-ne-aktualnyi (дата обращения: 16.01.2019).

8. Eleanor Ty. Teaching Literatures in the Age of Digital Media. Canadian Review of Comparative Literature / Revue Canadienne de Littérature Comparée, Vol. 45. Issue 2. Juin 2018. Pp. 213–221, 10.1353/crc.2018.0020.

9. Emilia Slavova, Bozhil Hristov, Alexandra Glavanakova, Rositsa Ishpekova, Jonathan McCreedy Intersections. Teaching Literature in the Digital Age. The article in book: New Paradigms in English Studies, Edition: First, Publisher: Sofia University, Editors. 12:2017. Pp. 165–185.

Скачать статью в формате pdf