Развитие лидерских качеств у будущих государственных служащих

Автор(ы):

Сукнева Елена Александровна

аспирант факультета психологии, ассистент кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-00016302-7559, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кедярова Елена Александровна

кандидат психологических наук, доцент, доцент базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00019124-9503, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чернецкая Надежда Игоревна

доктор психологических наук, профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00017082-5444, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Современные исследователи отмечают, что одной из важнейших задач образования является формирование потенциальных лидеров в сфере государственного управления. Однако комплексных программ по развитию лидерских качеств, учитывающих профессиональную специфику государственных служащих, не представлено. В результате исследования удалось доказать, что специально организованная программа с использованием социально-психологического тренинга способствует развитию лидерских качеств у будущих государственных служащих, что имеет существенное значение для практики их психологического сопровождения на всех этапах профессионализации. Материалы и методы. Исследование включало в себя следующие этапы: информационно-просветительский, диагностический, развивающий и оценочный. Был использован комплекс психодиагностических методик: «Диагностика лидерских способностей»; методика «КОС»; тест «Креативность». Результаты исследования. Установлено, что развитие лидерских качеств у студентов – будущих государственных служащих должно осуществляться в условиях, приближенных к реальным, при погружении в проблемные и нестандартные ситуации. Проведённое исследование развития лидерских качеств у будущих государственных служащих показало, что представленная программа способствует развитию таких составляющих лидерства, как лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности, эмпатия, творческое отношение к профессии. Заключение. Эффективность программы развития подтвердилась не только на основе данных психологической диагностики до и после реализации программы развития, но и по устным отзывам участников. Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута.

Ключевые слова: развитие лидерских качеств, лидерство, социально-психологический тренинг, государственные служащие, коммуникативные склонности, организаторские склонности, креативность.

Для цитирования: Сукнева Е. А., Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Развитие лидерских качеств у будущих государственных служащих // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 240-250. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-240-250.

УДК: 316.46

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-240-250

Дата поступления в редакцию: 15.03.2019

Список литературы:

1. Бендас Т. В. Психология лидерства. СПб. : Питер, 2009. 447 с.

2. Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 149–157.

3. Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск : Омская академия МВД. 2006. № 1 (25). С. 52–60.

4. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М. : Луч, 2006. 345 с.

5. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Красноярск, 2004. 198 с.

6. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб. : Речь, 2007. 238 с.

7. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1997. 100 с.

8. Кедярова Е. А. Волевая регуляция как фактор успешности учебной деятельности студентов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2012. № 1. С. 40–46.

9. Кипнис М. Тренинг лидерства. М. : Ось-89. 2004. 144 с.

10. Корникова А. И. Сущность и структура лидерских качеств студентов – будущих государственных служащих // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2012. № 1 (41). С. 207–214.

11. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. № 4 (132). С. 117–123.

12 Махина Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов – будущих менеджеров : дис. …канд. психолог. наук : 19.00.05. М., 2003. 204 с.

13. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 120 с.

14. Чернецкая Н. И., Кедярова Е.А., Уварова М.Ю. Профессиональная деформация женщин в «мужской» профессии [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2015. № 7. URL: http:// www.emissia.org/offline/2015/2380.htm (дата обращения: 23.07.2018).

15. Brian R. Spisak, Allen E. Grabo, Richrd D. Arvey, Mark van Vugt. The age of exploration and explotation: Younger-looking leaders endorsed for change and older-looking leaders endorsed for stability // The Leadership Quarterly. 2014. Issue 25. Pp. 805–816.

16. Amirianzadeh Mozhgan, Jaafari Parivash, Ghourchean Nadergholi, Bahram Jowkar Student leadership competencies development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Issue 15. Pp. 1616–1620.

Скачать статью в формате pdf