Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования

Автор(ы):

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4547-2848, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

150003, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14, тел.: +7(4852)797702, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бабинцева Людмила Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5480-3771, Институт развития образования

Иркутской области, 664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В данной статье описывается проблема повышения эффективности профессиональной деятельности психологов через формирование профессиональных компетенций за время обучения в вузе. Рассматриваются особенности структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования.

Материалы и методы. Представленная проблема раскрывается посредством изучения «гомогенности – гетерогенности» структур и оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации.

Результаты исследования. Выявленные различия имеют характер не качественных, а количественных изменений целостных структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования, происходящих за время обучения в вузе.

Заключение. У студентов-психологов, обучающихся на специалитете, структура социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции отличается большей организованностью, интегрированностью, синтезированностью и сплочённостью качеств, входящих в неё.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, индивидуальный стиль саморегуляции, структурная организация, индексы структурной организации, когерентность, дивергентность, «гомогенность – гетерогенность» структуры.

Для цитирования: Карпов А. В., Бабинцева Л. Н. Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 465–475. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-465-475

УДК: 159.923

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-465-475

Дата поступления в редакцию: 27.06.2019

Список литературы:

1. Бабинцева Л. Н. Особенности развития социально-психологической компетентности за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 143–149.

2. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.05. Л., 1990. 403 с.

3. Жуков Ю. М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников // Активные методы обучения педагогическому общения. М., 1983. С. 38–65.

4. Индина Т. А. Регуляторные и личностные детерминанты принятия решений: на материале политического голосования : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2007. 203 с.

5. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

6. Карпов А. В. Качественная гетерогения организации // Психология деятельности. В 5 т. Т. V. М. : РАО, 2015. 470 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Институт практической психологии. Воронеж : МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. М. : Академия, 2004. 304 с.

9. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности [изд. 2-е, испр. и доп.]. М. : Ленанд, 2011. 320 с.

10. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога : дис … канд. психол. наук :19.00.13.

М., 2006. 213 с.

11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М. : Наука, 2010. 519 с.

12. Моросанова В. И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е. В. Взаимосвязьмотивации и осознанной саморегуляции учения // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 5.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.08.2014 № 946 (дата обращения: 17.07.2019).

14. Осницкий А. К., Бякова Н. В., Истомина С. В. Развитие саморегуляции на разных

этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–12.

15. Осницкий А. К., Долгова Н. Ю. Связь успешности совместной деятельности с показателями сформированности регуляторного опыта школьников [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.06.2019).

16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. : МГУ, 1989. 216 с.

17. Соколова Л. А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы) : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 1990. 19 с.

18. Сухов А.Н., Гераськина М. Г., Лафуткин А. М., Чечкова А. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. [7-е изд., перераб. и доп.] [Электронный ресурс]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 615 с. URL. http://znanium.com/catalog/product/1028856 (дата обращения: 22.06.2019).

19. Фомина Т. Г. Индивидуальные особенности саморегуляции и общительности учителя в педагогическом взаимодействии : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2012. 25 с.

20. Шадриков В. Д. Содержание и структура профессиональной деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2007. С. 125–128.

21. Dawis, R. V., Lofquist, L. A psychological theory of work adjustment // Minneapolis: University of Minnesota Press. 1984. pp. 33–43

22. Savickas M. L. The 2012 Leona Tyler Award address: Constructing careers Actors, agents, and authors // The Counseling Psychologist. 2013. Vol. 41. р. 648–662.

23. Super D. E., Savickas M. L., Super C. M. The life-span, life-space approach to careers. In D. Brown & L. Brown (Eds.), Career choice and development (3rd ed) // San Francisco: Jossey-Bass. 1996. р. 121–178.

Скачать статью в формате pdf