Становление и развитие историографии отечественной методики преподавания литературы (1860–2010-е годы)

Автор(ы):

Беньковская Татьяна Екимовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6438-7513, Оренбургский государственный педагогический университет

460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел.: +7(3532)772452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Во введении автором статьи обозначена цель: на материале собранной и систематизированной библиографии историографического характера исследовать путь становления и развития историографии методики преподавания литературы как самостоятельной отрасли методической науки и показать её роль в поступательном движении научного знания, в сохранении преемственности между прошлым, настоящим и будущим школьного литературного образования.

Материалы и методы. В основу настоящего исследования положен историко-библиографический метод, который позволил на материале собранной и систематизированной библиографии создать целостную и объективную картину становления и развития историографии методики преподавания литературы от истоков до сегодняшнего дня. В исследовании были также применены такие методы, как историко-сравнительный анализ, обобщение и синтез, метод актуализации, дающий возможность сконцентрировать внимание на тех фактах, событиях, явлениях, наблюдениях, идеях и выводах, которые представляют научно-педагогическую ценность для современности. Прослеживая длительный путь, который прошла методическая историография от первых публикаций в педагогических журналах с 1860-х по 1900-е годы до фундаментальных исторических трудов Я. А. Ротковича, созданных в 1930–1970-е годы, положивших начало историографии как самостоятельной отрасли методической науки, автор осмысливает становление Якова Ароновича как учёного, формирование направлений его научных исследований, которые получили дальнейшее развитие в историографических работах учёных-методистов 1960–2010-х годов; анализ указанных исследований представлен в статье.

Результаты исследования. В данной статье, сознавая её ограниченный объём, мы стремились создать целосную картину длительного пути становления и развития историографии методики преподавания литературы, охватывающего период с 1860-х по 2010-е годы, сконцентрировав внимание на основных этапах её развития, наиболее значимых направлениях и проблемах исследований, именах учёных-методистов и словесников, внесших вклад не только в изучение истории методической науки и школьного литературного образования в разные периоды её состояния и развития, но и, сквозь призму истории, заострявших внимание на тенденциях и проблемах современности. В статье уделено особое внимание осмыслению методического наследия выдающегося учёного-методиста Якова Ароновича Ротковича, создателя историографии как самостоятельной отрасли методической науки. Концептуальный подход Я. А. Ротковича к изучению истории литературного образования в отечественной школе, как показал анализ, оказался чрезвычайно плодотворным для науки, о чём свидетельствует представленный в статье обзор историографических исследований современных учёных-методистов, принадлежащих к различным научным школам, расширивших границы и возможности отечественной историографии как неотъемлемой и важной отрасли методической науки, продолжающей развивать идеи предшественников в новых социально-экономических, культурных, исторических условиях российской школы XXI века.

Заключение. Методика преподавания литературы, как показал анализ основных этапов её развития в XVIII – начале XXI века в исследованиях предшественников и современных учёных-методистов, всегда стремилась к сохранению лучших традиций, восстановлению преемственности исканий, которые плодотворны и перспективны для современной науки и практики.

Ключевые слова: историография науки, преемственность, традиции и новаторство, концептуальный подход, методическое наследие, фундаментальные историко-методические труды, школьное литературное образование.

Для цитирования: Беньковская Т. Е. Становление и развитие историографии отечественной методики преподавания литературы (1860–2010-е годы) // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 536–549. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-536-549

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-536-549

УДК: 372.882+303.446.4

Дата поступления в редакцию: 10.01.2019

Список литературы:

1. Альбатырова В. Н. Развитие методики преподавания литературы в 1950–1970-е годы (историко-библиографический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 1991. 16 с.

2. Беньковская Т. Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII – начала XXI века : монография : 2-е изд. М. : ФЛИНТА, 2015. 360 с.

3. Беньковская Т. Е. Развитие методики преподавания литературы с 1900 по 1949 гг. (историко-библиографический аспект) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 1994. 19 с.

4. Бойцова М. Е. Методическое наследство В. И. Водовозова и В. Я. Стоюнина и его значение для нравственно-эстетического воспитания в современной восьмилетней школе : автореф. дис. ... канд. пед наук. Л., 1965. 22 с.

5. Гетманская Е. В. Взаимосвязи гимназического и университетского образования в России XIX – начала XX века : монография. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. 230 с.

6. Гетманская Е. В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XVII–XIX веков: монография. М. : Экон-информ, 2011. 213 с.

7. Голубков В. В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. Вып. 1.: Из прошлого «литературного чтения». М., Л. : АПН РСФСР, 1946. 175 с.

8. Гречишникова А. Д. В. И. Водовозов и В. П. Острогорский. Очерки по истории методики преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1941. 184 с.

9. Гречишникова А. Д. Преподавание литературы в советской школе (1917–1947) // Литература в школе. 1947. № 5. С. 43–56.

10. Красноусов А. М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1959. 224 с.

11. Лазарев Ю. В. Проблемы школьного литературного образования в отечественной публицистике второй половины XIX – начала XXI века: монография. Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2013. 203 с.

12. Лазарев Ю. В. Роль публицистики в развитии российского школьного литературного образования : дис. ... д-ра пед наук : 13.00.02. М., 2017. 375 с.

13. Лазарев Ю. В. Роль публицистики в истории российского литературного образования: монография. Рязань : Концепция, 2015. 151 с.

14. Моденская О. А. Из истории дореволюционной методики преподавания литературы // Очерки по методике преподавания литературы в средней школе : сб. статей. Л., 1940. С. 5–26.

15. Мотольская Д. К. Исторический обзор методики преподавания литературы в дореволюционной школе // Ученые записки Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1936. Вып. 1. С. 57–102.

16. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 20-е изд., стер. / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1988. 750 с.

17. Роткович Я. А. Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство // Творческие вопросы преподавания русского языка и литературы : сборник статей. Куйбышев,1966. С. 3–22.

18. Роткович Я. А. Из истории преподавания литературы в школе (30–50-е гг. XIX в.) // Ученые записки / Куйбышев. пед. ин-т, фак рус. яз. и лит. Вып. II. Куйбышев, 1938. С. 126–153.

19. Роткович Я. А. История преподавания литературы в школе как область научного исследования // Вопросы русской и зарубежной литературы : сб. статей. Куйбышев, 1962. С. 31–48.

20. Роткович Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. 352 с.

21. Скафтымов А. П. Преподавание литературы в дореволюционной школе (сороковые и шестидесятые годы) // Ученые записки СГПИ. Вып. 3. Саратов, 1938. С. 119–232.

22. Benkovskaya T., Maydangalieva Z. Integrating Russian Methods of Teaching Literature info the World Science and Practice // International Journal of Applied Lingustics & English Literature (IJALEL). Australia. 2017. Vol. 6. № 1. January. Pp. 286–297.

 

Скачать статью в формате pdf