Представления старшеклассников о поле и гендере: к вопросу о необходимости формирования гендерной культуры в эпоху перемен

Автор(ы):

Агафонова Татьяна Евгеньевна, аспирант, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5579-8334, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, тел.: +7(831)2622049, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Гендерная проблематика становится всё более актуальной для мирового и российского сообщества, однако её освещение в образовательной деятельности отстаёт от потребностей учащихся и общества.

Материалы и методы. Учащиеся старших классов трёх школ составили три фокус-группы, с членами которых состоялись дискуссии по гендерной проблематике с элементами ассоциативного эксперимента и применением методики незаконченных предложений.

Результаты. Ассоциативный эксперимент выявил сосуществование традиционных и модерных черт в современных образах мужчины и особенно женщины, а также несовпадение самопредставлений с ожиданиями другого пола. Одни старшеклассники реагируют на это с позиции конфронтации (агрессивно маскулинная и агрессивно феминистская позиция), другие придерживаются стратегии согласия (эгалитаризм и взаимодополнительность). Дискуссия о гендерных стереотипах и работа с методом незаконченных предложений позволяют говорить о неудовлетворённости старшеклассников теми стандартами женственности-мужественности, которые ограничивают свободу выбора и унижают их личность.

Заключение. Результаты работы с фокус-группами старшеклассников позволяют говорить о необходимости формирования гендерной культуры педагогов и учащихся.

Ключевые слова: гендер, гендерная культура, гендерный стереотип, гендерный контракт, общественная трансформация.

Для цитирования: Агафонова Т. Е. Представления старшеклассников о поле и гендере: формирование гендерной культуры в эпоху перемен // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 566–575. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-566-575

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-566-575

УДК: 37.017.7

Дата поступления в редакцию: 09.10.2019

Список литературы:

1. Агафонова Т. Е. Гендерный анализ УМК по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). С. 6–20. URL: http://scipress.ru/pedagogy/releases/4-33-april-2019.html (дата обращения: 23.06.2019).

2. Березниченко С. В., Гегечкори О. Н. Особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты [Электронный ресурс] // Вестник молодежной науки. 2017. С. 1–5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-osnovnye-tendentsii-razvitiya-predpriyatiy-industrii-krasoty (дата обращения: 11.12.2018).

3. Гендерная психология: практикум по психологии; 2-е изд. переработ. и дополн. / под ред. проф. И. С. Клециной. СПб. : Питер, 2009. 496 с.

4. Здравомыслова О. М. «Гендер и власть»: читая книгу Рейвин Коннелл в России // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 213–222.

5. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.

6. Коростылева Н. Н. Гендерные коммуникативные процессы: границы согласия // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2006. С. 110–117.

7. Никифорова В. В европейской рекламе отменяют секс [Электронный ресурс] // Взгляд : деловая газета. 2017. 26 июля. URL: http://www.vz.ru/world/2017/7/26/880098. html (дата обращения 05.03.2019).

8. Ткаченко И. Н., Первухина И. В. Гендерные аспекты участия женщин в корпоративном бизнесе и предпринимательстве // Дискуссия. 2017. № 11 (85). С. 25–35.

9. Connell R. Gender in World Perspective. Polity Press. Cambridge. 2009. 180 p.

10. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love and Eroticism in Modern Societies. Stanford University Press. 1992. 216 p.

11. Inglehart R. Cultural Evolution: People’s Motivations are Changing, and Reshaping the World. Cambridge University Press. 2018 273 p.

12. Wood W., Eagly A. A cross-cultural analysis of the behavior of women and men: Implications for the origins of sex-differences // Psychological Bulletin. 2002. Vol. 128 (5). Pp. 699–727.

 

Скачать статью в формате pdf