Феномен детского лидерства в осмыслении Ф. М. Достоевского: психолого-педагогический аспект

Автор(ы):

 

Юрьева Ольга Юрьевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии и методики, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8424-4202, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Феномен лидерства привлекает пристальное внимание учёных: философов, антропологов, генетиков, физиологов, педагогов, социологов, психологов, политологов. В педагогике и психологии исследуется типология лидерства, личностные качества лидера, специфические наборы лидерских качеств, технологии поведения лидера, генезис, структура и функционирование сознания лидера. Цель статьи – показать, как задолго до формирования психолого-педагогических исследований феномена лидерства Ф. М. Достоевский показал, что лидерские качества личности формируются в детском, а затем подростковом возрасте, исследовал, в каком окружении, в каких условиях они формируются. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский представил два типа лидеров детского коллектива: тип авторитарного лидера, вожака в образе Коли Красоткина и тип харизматического, духовного лидера в образе Илюши Снегирёва. Впервые в достоевсковедении показано, как писатель исследовал механизмы и стратегии установления лидерства, врождённую и выработанную констелляцию черт, присущих лидеру. Статья может быть использована учителем для того, чтобы обсудить взаимоотношения в коллективе, скорректировать представления подростков о причинах и способах установления лидерства, о том, как отличить истинного лидера от лидера деструктивного, все действия которого направлены не на организацию совместной полезной деятельности, а на удовлетворение своих собственных амбиций и притязаний на власть.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, феномен лидерства, типы лидеров, теория черт лидерства, авторитарный лидер, харизматический лидер.

Для цитирования: Юрьева О. Ю. Феномен детского лидерства в осмыслении Ф. М. Достоевского: психолого-педагогический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 4–19. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-4-19

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-4-19

УДК: 159.922.736.3

Дата поступления в редакцию: 26.12.2019

 

Список литературы:

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. М.; Л. : Наука, 1972–1990 гг.

2. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М. : ИП РАН, 2005. 640 с.

3. Занковский А. Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М. : ИП РАН, 2011. 296 с.

4. Менегетти А. Психология лидера; пер. с итал. М. : Онтопсихология, 2004. 256 с.

5. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский / сост. и послесл. В. М. Толмачева. М. : Республика, 1995. 607 с.

6. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. Л. : ЛГУ, 1973. 144 с.

7. Сохряков Ю. И. Творчество Ф. М. Достоевского и русская проза ХХ века (70–80-е годы). М. : ИМЛИ РАН, 2002. 240 с.

8. Уманский А. Л. Педагогической сопровождение детского лидерства: дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Кострома, 2004. 318 с.

9. Bennis W. G., Nanus B. Leaders: the strategies for taking charge. New York: Harper and Row, 1985. 244 p.

10. Bennis W., Nanus B. On becoming a leader. University of Southern California 1989. 226 p.

11. Conger J. A. The dark side of leadership // Organizational Dynamics. Autumn. 1990. Pp. 44–55.

12. Locke E. A. The essence of leadership: The four keys to leading successfully. New York: Lexington, 1999. Pp. 336.

13. Vroom V. H., Yetton P. W. Leadership and decision-making. Pittsburg, Pa.: University of Pittsburg Press, 1973. Pp. 248. https://doi.org/10.2307/j.ctt6wrc8r

14. Yammarino F. J., Bass B. M. Transformational leadership and multiple levels of analysis // Human Relations. Vol. 43. Issue 10. 1990. Pp. 975–995. 15. Yukl G. A. Leadership in organizations. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 2006. 542 p.

 

Скачать статью в формате pdf