Ассистивные технологии для детей с нарушениями слуха: анализ барьеров применения

Автор(ы):

Миронова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8524-911Х, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел.: +7(343)3754444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дьяконова Елена Александровна, студентка 4 курса кафедры социальной работы, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, Россия, г Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел.: +7(343)3754444, e-mail: lena.dyakonovaaa@yandex. ru

Аннотация. Введение. В современном мире одним из важных и эффективных механизмов социальной инклюзии детей со слуховыми нарушениями является применение ассистивных технологий. Данная статья посвящена изучению барьеров, затрудняющих использование вспомогательных средств и приспособлений для данной категории детей.

Материалы и методы. В статье представлен первый этап исследовательского модуля, посвящённого анализу причин, способствующих снижению возможностей использования слуховых протезов как разновидности ассистивных технологий детьми с нарушениями слуха. Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетного опроса 53 родителей, воспитывающих детей с расстройствами слухового восприятия, и интервьюирования 10 педагогов, воспитателей и специалистов, осуществляющих свою деятельность в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения “Эхо”», где обучаются дети с нарушениями слуха.

Результаты исследования позволили выявить причины ограничений в использовании ассистивных технологий вне стен образовательного учреждения. Выделены проблемы, связанные с незаинтересованностью родителей в использовании детьми вспомогательных технологий. Рассмотрены барьеры со стороны общества и государства, препятствующие более эффективному использованию ассистивных технологий для социальной инклюзии детей с особенностями слуха.

Заключение: полученные результаты расширили представления о вспомогательных технологиях, а также проблемах, связанных с их применением детьми с нарушенным слухом, и могут быть использованы педагогами при определении задач в сфере образовательной деятельности в отношении детей, имеющих ограниченные возможности слухового восприятия. Представленные материалы могут быть полезны при планировании совместной деятельности социального педагога с семьёй ребёнка, имеющего нарушения слуха.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, ассистивные технологии, доступность ассистивных технологий, барьеры, препятствующие применению ассистивных технологий.

Для цитирования: Миронова М. В., Дьяконова Е. А. Ассистивные технологии для детей с нарушениями слуха: анализ барьеров применения // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 20–32. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-20-32

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-20-32

УДК: 376.33

Дата поступления в редакцию: 21.10.2019

 

Список литературы:

1. Ассистивные технологии [Электронный ресурс] // сайт : Всемирная организация здравоохранения. 18 мая 2018 г. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/ detail/assistive-technology (дата обращения: 13.01.2019).

2. Барашко Е. Н., Храпцов Д. А. Программные средства и устройства для повышения социальной адаптации людей с ограниченными возможностями: // Исследования и разработки молодых ученых: наука и практика : сб. трудов конф. 2017. С. 140–146.

3. Бузни В. А. Использование ассистивных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология : сб. науч. трудов. Ялта : РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 1. С. 40–44.

4. Довыденков В. Н. Обзор современных аппаратных и программных средств экранного доступа для незрячих пользователей компьютерной техники [Электронный ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции «Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего профессионального образования», апрель 2013 г. URL: http://gutcmsriz.ksp.gov.spb. ru/nauchno-metodicheskaja-rabota/dovydenkov-vn-obzor-sovremennyh-apparatnyh-iprogrammnyh-sredstv-jekra/ (дата обращения: 24.03.2019).

5. Карпов А. А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых интерфейсов [Электронный ресурс] // Труды СПИИРАН. 2013. № 4 (27). С. 114–128. URL: http://proceedings.spiiras.nw.ru/index.php/sp/article/view/1721 DOI: https://doi.org/10.15622/sp.27.10

6. Кошечкина Т. В. Ассистивные технологии в формировании устноречевой коммуникации // Технологии реабилитации: наука и практика : мат-лы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 25–26 апреля, 2018. С. 99–100.

7. Кулакова Е. В. К вопросу об использовании ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом // Цивилизация знаний: российские реалии : труды пятнадцатой Международной научной конференции. Русский новый университет. Ч. 2. 2014. С. 232–235.

8. Кулакова Е. В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С. 21–29.

9. Молодцова И. А. Технические средства коррекции нарушений слуха у детей как необходимое условие развития коммуникативных способностей [Электронный ресурс] // Грани познания. 2013. № 1 (21). С. 38–41. http://grani.vspu.ru/files/publics/1368528175. pdf (дата обращения: 23.03.2019).

10. Набокова Л. А. Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями двигательного аппарата // Дефектология. 2009. № 4. С. 73–80.

11. Нигматуллина А. А. Ассистирующие технологии в поддержке профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в медицине, психологии и педагогике : мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля – 7 мая 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 184–187.

12. Распределение признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по преимущественным основным видам стойких нарушений функций организма человека [Электронный ресурс] // сайт : Федеральная служба государственной статистики. Таблица 8.6 URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/# (дата обращения: 10.11.2018).

13. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях / под редакцией Е. В. Самсоновой; отв. ред. С. В Алехина. М. : МГППУ, 2012. 56 с.

14. Соловьева И. Л. Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха // Инклюзия в образовании. 2016. № 3 (3). С. 163–173.

15. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // сайт : Федеральная служба государственной статистики. Таблица 8.1. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 08.11.2018).

16. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов : СГТУ, 1997. 268 с.

17. Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140.

 

Скачать статью в формате pdf