Дифференциация понятий «общее недоразвитие речи» и «системное недоразвитие речи»

Автор(ы):

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0001-5208, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)521900, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Различение трактовок логопедических заключений при системных речевых расстройствах у обучающихся с умственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушениями слуха, в отличие от детей с нормальным слухом и интеллектом, является актуальным в логопедии и логопсихологии. Цель статьи – обозначить проблему дифференциации понятий и формулировок логопедических заключений при системных речевых расстройствах вследствие схожей симптоматики, проявляемой в экспрессивной речи, и предложить пути её решения.

Материалы и методы. В исследовании использованы научно-методические публикации отечественных и зарубежных учёных в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Для решения поставленных задач применялись общенаучные и сравнительно-исторические методы исследования.

Результаты исследования. Выделены основные дифференцирующие признаки в симптоматике системных речевых расстройств при общем недоразвитии речи и системном недоразвитии речи, проявляемых в импрессивной речи. Также выявлено, что когда специалисты используют логопедические заключения из психолого-педагогической классификации (по Р. Е. Левиной) в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья с системными речевыми расстройствами, имеющих сохранный интеллект и нормальный биологический слух, то это считается оправданным. Когда применяют их к лицам с недостаточным интеллектуальным развитием или с нарушенным слухом, это противоречит самому понятию общего недоразвития речи. Предложены современные трактовки логопедических заключений при системных речевых расстройствах, позволяющие дифференцировать первичность или вторичность речевых нарушений у обучающихся с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями слуха.

Заключение. Статья может быть полезна логопедам и логопсихологам, специалистам, работающим в образовательных учреждениях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссиях и других организациях.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), системное недоразвитие речи (СНР), системные речевые расстройства, логопедическое заключение.

Для цитирования: Мурашова И. Ю. Дифференциация понятий «общее недоразвитие речи» и «системное недоразвитие речи» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 78–91 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-78-91

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-78-91

УДК: 159.9.072+376.37

Дата поступления в редакцию: 09.10.2019

 

Список литературы:

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ : сборник методических рекомендаций / сост. В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб. : Детство-пресс. 2002. 240 с.

2. Баулина М. Е. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации // Интеграция образования. Т. 22, № 4. 2018. С. 696–711.

3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М. : Академия, 2002. 224 с.

4. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. № 3. С. 9–15.

5. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2005. 96 с.

6. Грибова О. Е., Батяева С. В. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 1 (39). С. 59–74.

7. Егжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольный образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение. 2005. 272 с.

8. Ершова В. В., Попова М. Р. Психологическая адаптация детей с нарушениями слуха после кохлеарного имплантирования // Вестник АГУ, 2016. Вып. 2 (178). С. 79–84.

9. Жукова О. С. Логопедическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации // Тезисы докладов. Всерос. конгресс по кохлеарной имплантации с междунар. участием. СПб., 30 сентября – 1 октября 2010 года. СПб. 2010. С. 48–49.

10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : АРД ЛТД. 1998. 320 с.

11. Королева И. В. Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами: общее и различия в сравнении с глухими и слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами // Два века российской сурдопедагогики: Мат-лы Всерос. конгресса сурдопедагогов. СПб. : Наука-Питер, 2006. С. 329–339.

12. Лалаева Р. И. Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. М. : Академия, 1988. 250 с.

13. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение. 1968. С. 67–166.

14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968. 367 с.

15. Леонгард Э. И. Слухоречевая и языковая абилитация детей-инвалидов по слуху после кохлеарной имплантации // Кохлеарная имплантация как метод реабилитацииинвалидов по слуху : тезисы докладов Всерос. конгресса по кохлеарной имплантации с междунар. участием. 30 сентября – 1 октября 2010 г. СПб., 2010. С. 46–47.

16. Лопатина Л. В., Голубева Г. Г., Калягин В. А. и др. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сб. метод. рек. СПб., М. : САГА : ФОРУМ. 2006. 272 с.

17. Лубовский В. И., Лонина В. А, Басилова Т. А., Левченко И. Ю. и др. Специальная психология. В 2 т. / под ред. В. И. Лубовского. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 1 т. 428 с. 2 т. 274 с.

18. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. № 6. С. 10–18.

19. Мальцева Е. Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М. 1991. 23 c.

20. Михалина Ю. И., Евтушенко И. В. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10. Ч. 4. С. 639–642.

21. Морозова В. В. Структура речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 2. Т. 3. С. 73–82.

22. Мурашова И.Ю. Проблема диагностики речевых нарушений детей с вторичным системным недоразвитием речи / Education & Science. 2017: Мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования / науч. ред. : Е. Ю. Бобкова, Т. А. Магсумов, Я. А. Максимов. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. С. 65–67.

23. Мурашова И. Ю. Дифференциация видов логопедической диагностики // Дошкольное воспитание, 2017. № 7. С. 64–70.

24. Мурашова И. Ю. Проблема постановки логопедических заключений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с вторичными тяжелыми нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 67–73.

25. Мурашова И. Ю. Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Ставрополь : Логос, 2018. 87 с.

26. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3 лет // Ярославский педагогический вестник. 2014 № 4. Т. II. С. 153–159.

27. Серебрякова Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М. : Книга по Требованию, 2003. 304 c.

28. Синельникова Д. Д. Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2018. № 24. С. 322–324. URL: https://moluch.ru/archive/210/51522/ (дата обращения: 10.12.2019).

29. Соколовская Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. 2013. № 2 (30). С. 91–97.

30. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: учеб. пособие. М. : Просвещение, 1989. 223 с. 31. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ. Изд. 5-е. М. : Учпедгиз. 1959. 476 с.

32. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит… : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2003. 204 с.

33. Nikolopoulos T. P., O’Donoghue G.M., Archbold S. Age at implantation: its importance in pediatric cochlear implantation. Laryngoscope 109. 1999 (4). Pp. 595–599 (In Eng.).

34. Miyamoto R. T., Robbins A. M., Osberger M. J., Todd S. L., Riley A. I., Kirk K. I. Comparison of multichannel tactile aids and multichannel cochlear implants in children withprofound hearing impairments. Am J Otol. 1995. 16 (1). Pp. 16: 8–13 (In Eng.).

35. Osberger, M., & Fisher, L. Preoperative predictors of postoperative implant performance in children. Annals of Otology, Rhinology and Laryngology, 2000, рр. 44–46. (In En g.) DOI:10.1177/0003489400109s1218.

36. Kirk, K. I. Challenges in the clinical investigation of cochlear implant outcomes. In J. K. Niparko, K. I. Kirk, N. K., Mellon, A. M. Robbins, D. L. Tucci, & B. S. Wilson (Eds.). Cochlear implants, principles & practices. 2000. pp. 225–259 (In Eng.).

37. Geers A., Nicholas J., Tye-Murray N., Uchanski R., Brenner, C., Davidson, L., et al. Effects of communication mode on skills of long-term cochlear implant users. Annals of Otology, Rhinology & Laryngology, 109 (12). 2000. Pp. 89–92 (In Eng.).

 

Скачать статью в формате pdf