О потенциальных возможностях использования STEM-образования в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор(ы):

Кучергина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, руководитель центра развития инклюзивного образования, ORCID 0000-0002-6349-7195, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Михеева Ольга Борисовна, заведующий сектором смешанного обучения центра цифровой трансформации образования, ORCID 0000-0001-7389-7486, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены аспекты развития образовательного процесса, направленного на обучение воспитанников с задержкой психического развития, повышение его эффективности посредством обновления содержания дошкольного образования. С точки зрения авторов, цель статьи заключается в ознакомлении читателей с потенциальными возможностями STEM-образования в коррекции нарушений психофизического развития детей с задержкой психического развития.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования являлся образовательный процесс воспитанников с задержкой психического развития в условиях группы комбинированной направленности. В ходе проведённого исследования использовались следующие основные методы: анализ научно-методической литературы, изучение заключений психолого-медико-педагогической комиссии в отношении воспитанников с задержкой психического развития, ознакомление с деятельностью дошкольной образовательной организации, эксперимент.

Результаты исследования. В результате исследования выявлены потенциальные возможности использования STEM-образования в коррекции нарушений, имеющихся у детей с задержкой психического развития.

Заключение. Материалы статьи могут представлять интерес для педагогов дошкольной образовательной организации в части повышения эффективности коррекционной работы в группах комбинированной направленности. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о необходимости его продолжения в части выявления эффективных парциальных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, дошкольное образование, образовательный процесс воспитанников с задержкой психологического развития, группы комбинированной направленности, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, STEM-образование.

Для цитирования: Кучергина О. В., Михеева О. Б. О потенциальных возможностях использования STEM-образования в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 183–196. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-183-196

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-183-196

УДК: 376.42

Дата поступления в редакцию: 07.02.2020

 

Список литературы:

1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. 2-е изд., стер. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 112 с.

2. Кучергина О. В., Пашинова О. В. Подходы к организации дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС : учебное пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2019. 121 с.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.11.2019).

4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014. URL: http://base.garant. ru/70464980/ (дата обращения 01.11.2019).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70412244/ (дата обращения 01.10.2019).

6. Пермякова В. А., Мастюкова Е. М. Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушениями умственного развития: учебное пособие. Вып. 2. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск : Изд-во ИГУ, 1993. 114 с.

7. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/ registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/ (дата обращения 01.10.2019)

8. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. : Педагогика, 1990. 180 с.

9. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031900 – Специальная психология, 032000 – Специальная дошкольная педагогика.  М. : Академия, 2011. 175 с.

10. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. М. : Школьная Пресса, 2003. Кн. 1. 96 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 23 | Скачиваний: 20