Изучение готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации

Автор(ы):

Пашинова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8000-8621, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Сулейманова Анна Дмитриевна, Бакалавр (направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»), ORCID https://orcid.org/0000-0001-8636-3811, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)241097, e-mail: s79021744860@ gmail.com

 

Аннотация.

Введение. Система дошкольного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями активно развивается, нормативно-правовая база и программно-методическая литература дополняются и претерпевают изменения. С принятием новых нормативно-правовых документов административные и педагогические работники дошкольных образовательных организаций сталкиваются с некоторыми трудностями. Данная статья посвящена изучению готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стал процесс разработки программно-методического обеспечения для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В ходе проведённого исследования использовались следующие основные методы: анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий). Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетного опроса 130 педагогов, работающих с дошкольниками с задержкой психического развития, и анализ 30 сайтов дошкольных образовательных организаций Иркутской области.

Результаты. Посредством использования комплекса методов эмпирического исследования выявлен низкий уровень педагогической готовности к разработке содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Заключение. Практические результаты исследования могут быть полезны специалистам, проектирующим и реализующим программы повышения квалификации, направленные на рост профессиональной компетентности педагогов в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, адаптированная образовательная программа, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, особые образовательные потребности, дошкольная образовательная организация.

Для цитирования: Пашинова О. В., Сулейманова А. Д. Изучение готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 393–410.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-393-410

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-393-410

 

УДК: 376.4+373.2

Дата поступления в редакцию: 06.08.2020

 

Список литературы:

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.

2. Бабкина Н. В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 34: Инклюзия. URL: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-34/inclusive-education-of-children-with-delay-of-mental-development-prerequisites-and-conditions-of-implementation (дата обращения: 15.08.2020).

3. Будже Т. А. Четыре грубые ошибки в образовательной программе. Проверьте свою // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2018. № 1. С. 32–38.

4. Волосовец Т. В. Новые адаптированные образовательные программы. Как разработать и реализовать их в вашем детском саду // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2018. № 7. С. 33–42.

5. Головчиц Л. А., Микляева Н. В., Ромусик М. Н. и др. Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : АРКТИ, 2018. 112 с.

6. Кузьмина О. С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). Ч. 3. С. 71–74.

7. Кузьмина О. С., Чекалева Н. В., Четверикова Т. Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. Омск : Полиграфист, 2014. 242 с.

8. Кутепова Е., Самсонова Е. Как написать адаптированную образовательную программу. Структура и образцы приказов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2019. № 8. С. 62–69.

9. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36: Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020– 2030 годы. URL: https://alldef.ru/ru/articles-/almanac-36/the-concept-of-development-of-educati-on-of-children-with-disabilities (дата обращения 15.08.2020).

10. Микляева Н. В. Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО. М. : Сфера, 2016. 144 с.

11. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014. URL: http://base.garant.ru/70464980/ (дата обращения 15.08.2020).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.08.2020).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Норматика, 2020. 144 с.

14. Шинкарева Е. Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом: монография. Архангельск : ГАРАНТ, 2009. 96 с.

Скачать статью в формате pdf