Влияние позитивных и негативных стилей семейного воспитания на формирование Я-концепции у подростков

Автор(ы):

Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, ORCID:https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

 

350058, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7(861)2199502, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании взаимосвязи между стилем воспитания в семье и формированием Я-концепции у подростков, в установлении зависимости между позитивными и негативными стилями воспитания в семье и формированием отдельных показателей Я-концепции подростков.

Материалы и методы. Методы исследования: «Q-сортировка» В. Стефансона, «Обзор чувств, реакций и убеждений» К. Роджерса (адаптация С. Л. Братченко), «Личностный дифференциал» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд). Для изучения стилей семейного воспитания были применены методика «Подростки о родителях» (ADOR), апробированная Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева, методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера, Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, методика диагностики ценностных ориентаций Б. С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (корреляционный и регрессионный анализ).

Результаты исследования. Выявлены позитивные и негативные стили воспитания в семье. Исследованием было установлено, что инфантилизация, отвержение, авторитарная гиперсоциализация, директивность приводят к становлению таких качеств у подростка, как замкнутость, необщительность, неуверенность в себе и своих силах; формированию чувства неполноценности, изолированности, что отрицательным образом сказывается на становлении его Я-концепции.

Заключение. Проведённый эксперимент позволил сформулировать вывод о значимости фактора семейного воспитания в формировании Я-концепции, разработать программу её коррекции. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением условий семейного воспитания и установления их влияния на процесс становления Я-концепции подростков в различных социокультурных средах.

Ключевые слова: Я-концепция, семейное воспитание, стиль воспитания, подросток, позитивная Я-концепция, позитивные и негативные стили воспитания.

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Влияние позитивных и негативных стилей семейного воспитания на формирование Я-концепции у подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 446–458.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-446-458

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-446-458

УДК: 159.9+37.018.1

 

Дата поступления в редакцию: 11.05.2020

 

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений ; 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2004. 365 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 420 с.

3. Бубнова И. С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1 (72). С. 211–214.

4. Джеймс У. Психология. СПб., 1905. 375 с.

5. Кон И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1989. 256 с.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М. : Изд-во МПСУ. Воронеж : МОДЭК, 2009. 448 с.

7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов ; 7-е изд., стереотип. М. : Академия, 2002. 456 с.

8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности ; пер. с нем. М. : Мир, 1994. 320 с.

9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека ; пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М. : Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 2002. 656 с

12. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. New York: International Universities Press, Inc., 1959. 171 p.

13. Maslow A. Motivation and Personality. Harper & Brothers, 1954. 411 p.

14. Mead G. H. Mind Self and society. Mind Self & Society. The University of Chicago Press, Chicago and London, 2015. P. 38.

15. Rerke V., Tatarinova L., Bubnova I., Babitskaya L. & Bakhareva E. Creativity and innovations of teachers of modern school: empirical aspect // Revista Espacios. Vol. 41 (Number 06). Year 2020. P. 28.

16. Sullivan H. S. Conception of Modern Psychiatry // Selected Works. N. Y., 1964. Vol. 1. Pp. 3–30.

Скачать статью в формате pdf