Совместная образовательная деятельность в условиях дошкольного образования: ценностно-целевые аспекты

Автор(ы):

Ольга Юрьевна Зайцева, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-7363-9102, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240481, e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Юрьевна Яблонцева, заведующий сектором дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5056-5753, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7 (3592) 500904, e-mail: xnadegda@mail.ru

Ольга Николаевна Бабитинская, старший методист сектора дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-1264-1465, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7 (3592) 500904, e-mail: sector_doo@mail.ru

Аннотация. Введение. Совместная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста является приоритетной формой организации образовательного процесса в современной организации дошкольного образования. Целью статьи является концептуализация дефиниции «совместная образовательная деятельность», гуманитарная экспертиза готовности педагогов дошкольного образования к её проектированию и реализации.

Материалы и методы. Диагностическому изучению были подвергнуты компоненты готовности педагогов дошкольного образования к проектированию и реализации вариативных форм совместной деятельности с детьми. Цель исследования: определить проблемы практической реализации ФГОС ДО в части требований к организации совместной образовательной деятельности в условиях целостного образовательного процесса дошкольной организации, а также роли методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении с позиции старшего воспитателя в развитии готовности педагогов к открытому совместному взаимодействию в образовательной деятельности.

Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области совместной партнёрской деятельности педагогов с детьми авторами делается вывод о значимости гуманитарной методологии в понимании данного феномена. Представлены к обсуждению результаты самоанализа педагогами затруднений в организации совместной деятельности с детьми. Оказалось, что большинство педагогов испытывают затруднения в области отбора содержания совместной деятельности; затруднения в проектировании технологического компонента совместной деятельности; затруднения в осуществлении рефлексии совместной деятельности.

Заключение. Значимость представленных исследовательских материалов определяется важностью повышения готовности педагогов к продуктивной совместной деятельности с детьми. В перспективе данные исследования могут служить основаниемдля последующих исследований проблем совместной партнёрской деятельности педагога и ребёнка.

Ключевые слова: целостный образовательный процесс, совместная образовательная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста, открытое совместное действие, социоконструктивная дидактическая модель, образовательная ситуация, дошкольное образование.

Для цитирования: Зайцева О. Ю., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н. Совместная образовательная деятельности в условиях дошкольного образования: ценностно-целевые аспекты // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 545–555. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-545-555

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-545-555

УДК: 372.3

Дата поступления в редакцию: 15.11.2020

Список литературы:

1. Бабаева Т.И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб-метод пособие. СПб. : Детство-пресс, 2012. С. 5.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : Детство-пресс, 2019. 352 с.

3. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига : Эксперимент, 1999. 163 с.

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста ; 2-е изд. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. 208 с.

5. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview. 2015. Вып. 4 (10). С. 7–14.

6. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. А. В. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. М. : Национальное образование, 2019. 334 с.

7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; 6-е изд., доп. М. : Мозаика-синтез, 2020. 368 с.

8. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е. Г. Юдиной. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 160 с.

9. ПРОдетей: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. М. : Рыбаков фонд, 2019. 136. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/482-programma-prodetej#poyasnitelnaya-zapiska.pdf (дата обращения: 26.02.2020).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : Сфера, 2016. 96 с.

 

Скачать статью в формате PDF