Использование средств мозжечковой стимуляции в вестибулярной гимнастике младших школьников с задержкой психического развития

  • Печать

Автор(ы):

Елена Геннадьевна Хаустова, заместитель директора, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1422-6206, Лицей № 7 Дзержинского района г. Волгограда

400094, Россия, г. Волгоград, ул. 51 Гвардейской, 59, тел.: +7 (8442) 583317, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Александр Александрович Мартынов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5100-9839, Волгоградская государственная академия физической культуры

400005, Россия, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 78, тел.: +7 (8442) 230195, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются новые подходы к эффективным средствам оказания своевременной коррекционной помощи младшим школьникам с задержкой психического развития. Одним из средств адаптивного физического воспитания для младших школьников с задержкой психического развития является вестибулярная гимнастика, которую трудно отнести только к медицинским или сугубо педагогическим методикам. На сегодняшний день нет достаточных знаний о том, как использовать вестибулярную гимнастику в адаптивном физическом воспитании младших школьников с задержкой психического развития, но доказано, что эффективная работа вестибулярной системы повышает эффективность работы мозга и снижает проблемы, связанные с поведением и процессом обучения.

Материалы и методы. Мы предлагаем в качестве одной из групп средств нашей методики – упражнения, направленные на стимуляцию работы мозжечка с применением балансировочных комплексов. Для оценки вестибулярной устойчивости, характеризующей эффективность применения методики вестибулярной гимнастики, использовался метод компьютерной стабилографии.

Результаты исследования. По окончании эксперимента средние значения показателей статокинезиограммы младших школьников с задержкой психического развития оказались приближены к нижней границе показателей для нормотипичных детей.

Заключение. Полученные результаты говорят об эффективности использования средств мозжечковой стимуляции для оптимизации физической подготовки и функционального состояния младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: младшие школьники с задержкой психического развития, вестибулярная гимнастика, средства мозжечковой стимуляции

Для цитирования: Хаустова Е. Г., Мартынов А. А. Использование средств мозжечковой стимуляции в вестибулярной гимнастике младших школьников с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 324–334. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-324-334

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-324-334

УДК: 373.31+376.4

Статья поступила в редакцию 21.06.2021, одобрена после рецензирования 16.08.2021, принята к публикации 10.09.2021

Список источников:

1. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., Исмайлова А. С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-2. С. 256–262.

2. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ; 5-е изд. М. : Теревинф, 2018. 272 c.

3. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Зачем ребенку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детей. СПб. : Диля, 2018. 384 с.

4. Гаже П. М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. СПб. : СПбМАПО, 2008. 314 c.

5. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В 2 т. Т. 1 ; пер. с англ. / ред. Н. М. Заваденко [Электронный ресурс] : Теревинф, 2012. 288 с. URL: http://sensint.ru/sites/default/files/niokiktyen_ch_detskaya_povedencheskaya_nevrologia_tom_2.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

6. Субботина Е. А. Адаптивная коррекционно-развивающая гимнастика у подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 14.03.11. М., 2012. 24 с.

7. Cenciarini M., Peterka R. J. Stimulus-dependent changes in the vestibular contribution to human postural control // J. of Neurophysiology. 2006. Vol. 95 (5). P. 2733–2750. DOI: 10.1152/jn.00856.2004

8. Hyrabayashi S., Iwasaki Y. Developmental perspective of sensory organization on postural control. Brain Dev. 1995. № 17(2). Pp. 111–113. DOI: 10.1016/0387-7604(95)00009-z

9. Гроховский С. С., Кубряк О. В. Техническое и метрологическое сопровождение стабилометрического оборудования // Мир измерений, 2012. № 12. С. 25–27.

10. Хаустова Е. Г., Мартынов А. А. Диагностика психического состояния младших школьников с задержкой психического развития в адаптивной физической культуре // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 393–397.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 19 | Скачиваний: 13