Роль семьи в развитии творческого мышления подростков

  • Печать

Автор(ы):

Татьяна Витальевна Ледовская, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7 (4852) 302842, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена определению роли семьи в развитии творческого мышления подростков.

Методы исследования. Тест креативности Э. П. Торренса, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс. С. Кауфман; опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин.

Результаты исследования. В статье выявлены и проинтерпретированы взаимосвязи показателей родительского отношения с компонентами творческого мышления подростков. Показано, что в семьях, в которых родители интересуются делами и планами ребёнка, поощряют инициативу и самостоятельность, доверяют ему и верят в его силы, будет развиваться высокий уровень творческого мышления. Также эмпирически установлено, что высокие значения компонентов творческого мышления достигаются при отсутствии враждебности и конфликтов в семье. Вместе с тем отмечено, что в подростковом возрасте важно, чтобы родители не требовали подчинения своему авторитету, поощряли сомнения ребёнка и разрешали совершать ошибки. Доказано, что состав семьи оказывает влияние на развитие творческого

мышления подростков: в полных семьях показатели творческого мышления выше при использовании стиля родительского отношения «кооперация», а в неполных – «принятие/отвержение» и «контроль». В целом показатели «беглость», «оригинальность», «разработанность» и общий уровень творческого мышления оказываются больше развиты у подростков из полных семей.

Заключение. Полученные результаты указывают на то, что необходимо организовывать работу с родителями, направленную на просвещение в вопросах взаимодействия с подростками.

Ключевые слова: способности, творческое мышление, семья, междисциплинарность, родительское отношение, подростки

Для цитирования: Ледовская Т. В. Роль семьи в развитии творческого мышления подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 356–366. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365

УДК: 159.928.23

Статья поступила в редакцию 31.05.2021, одобрена после рецензирования 27.08.2021, принята к публикации 30.08.2021

Список источников:

1. Кашапов М. М. Психология творческого мышления : Учебное пособие. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. 436 с. DOI 10.12737/22371.

2. Yildiz C., Yildiz T. G. Exploring the relationship between creative thinking and scientific process skills of preschool children [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39 (accessed: 15.01.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100795

3. Jankowska D. M., Karwowski M. Family factors and development of creative thinking [Electronic resource] // Personality and Individual Diff erences. 2019. Vol. 142. Рр. 202–206 (accessed: 15.01.2021); https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.07.030

4. Gralewski J., Jankowska D. M. Do parenting styles matter? Perceived dimensions

of parenting styles, creative abilities and creative self-beliefs in adolescents [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 38. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1871187120301838 (accessed: 12.04.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100709

5. Bart W. M., Hokanson B., Sahin I., Abdelsamea M. A. An Investigation of the Gender Diff erences in Creative Thinking Abilities Among 8th and 11th Grade Students [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2015. Vol. 17. Pр. 17–24. URI: http://hdl.handle.net/20.500.12416/3726 (accessed: 22.03.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.03.003

6. Глебова М. В. Влияние средовых факторов на развитие интеллекта и креативности // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 220–223.

7. Зубова М. О., Суркова Е. Г. Взаимосвязь уровня креативности и особенностей оценок родительской воспитательной практики у подростков // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2014. № 11. С. 55–59.

8. Лившиц Б. Р. Развитие креативности подростка в семейной студии: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Воронеж, 2003. 24 с.

9. Боргоякова И. Г. Роль семьи в развитии креативности у детей // Педагогика любви : материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Х Волковские этнопедагогические чтения», Горно-Алтайск, 28–30 апреля 2016 года. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. 2016. С. 61–63.

10. 10. Guo J., Zhang J., Pang W. Parental warmth, rejection, and creativity: The mediating roles of openness and dark personality traits [Electronic resource] // Personality and Individual Diff erences. 2021. Vol. 168. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886920305602?via%3Dihub (accessed: 20.02.2021); https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110369

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 56 | Скачиваний: 40