Экстраполяция продуктивных практик зарубежных стран в условиях стандартизации профессиональной деятельности педагога

  • Печать

Автор(ы):

Ольга Геннадьевна Красношлыкова, доктор педагогических наук, профессор, ректор, https://orcid.org/0000-0002-8452-9379, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

 650070, Россия, г. Кемерово, ул. Заузелкова, 3, тел. +7 (3842) 311586, ipk@kuz-edu.ru

Татьяна Сергеевна Комарова, директор, https://orcid.org/0000-0002-7446-695X, Средняя общеобразовательная школа № 72 с углублённым изучением английского языка

654080, Россия, г. Новокузнецк, ул. Свердлова, 10, тел.: +7 (905) 9638100, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Трансформация профессиональной деятельности педагога в условиях стандартизации является приоритетной задачей российского образования. Целью статьи является определение направлений экстраполяции опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран в практику образовательной организации.

Методы исследования. Посредством сравнительного анализа профессиональных стандартов педагога зарубежных стран выявлены их общие и отличительные признаки, определены универсальные и контекстуальные характеристики условий экстраполяции зарубежного опыта. Методом экстраполяции установлены актуальные направления экстраполяции и продуктивные практики зарубежного опыта для трансляции в отечественное образование. Метод моделирования позволил спроектировать изменения деятельности педагога и разработать концепцию трансформации деятельности педагога в условиях стандартизации.

Результаты. В процессе анализа теоретических и нормативных источников по введению профессионального стандарта педагога в Российской Федерации авторами делается вывод об актуальности опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран для российского образования. В связи с этим предлагается концепция трансформации деятельности педагога при переходе на профессиональный стандарт педагога в образовательной организации на основе направлений экстраполяции (мотивационный аспект, методическое сопровождение, технологизация образования и административный ресурс образовательной организации) продуктивного опыта зарубежных стран – Австралии, Англии, Гонконга и Сингапура.

Заключение. Актуальность представленных исследовательских материалов определяется потенциальным ресурсом экстраполяции зарубежного опыта в практику образовательной организации на фоне игнорирования продуктивного опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога зарубежных стран и прокрастинации сроков введения профессионального стандарта педагога в Российской Федерации.

Ключевые слова: стандартизация профессиональной деятельности педагога, экстраполяция опыта стандартизации профессиональной деятельности педагога, опыт зарубежных стран, трансформация профессиональной деятельности педагога, универсальные и контекстуальные характеристики условий экстраполяции, направления экстраполяции продуктивного опыта зарубежных стран

Для цитирования: Красношлыкова О. Г., Комарова Т. С. Экстраполяция продуктивных практик зарубежных стран в условиях стандартизации профессиональной деятельности педагога // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 465-476. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-465-476

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-465-476  

УДК: 37.013.75

Дата поступления в редакцию: 15.11.2021

Список литературы:

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 22.11.2020).

2. PISA 2018 Results. Executive Summaries of Volume I, II and III [Electronic re- source] // OECD, 2019. URL: https://www.oecd.org/pisa/Combined_Executive_Summa- ries_PISA_2018.pdf (дата обращения: 22.11.2020).

3. The Australian Professional Standards for Teachers, Australian Institute for Teaching and School Leadership [Electronic resource]. 2018. URL: https://www.aitsl.edu.au/docs/de- fault-source/teach-documents/australian-professional-standards-for-teachers.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

4. Teachers’ Standards Guidance for school leaders, school staff and governing bodies [Electronic resource]. Department for Education. 2013. URL: https://assets.publishing.ser- vice.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/665520/Teachers__ Standards.pdf (дата обращения: 21.11.2021).

5. Tsoi Heung-sang. Continuing professional development [Electronic resource] // ACTEQ. 2003. – URL: http://www.edb.gov.hk/attachment/tc/teacher/qualification-training- development/development/cpd-teachers/cpd_eng.pdf (дата обращения: 22.11.2020).

6. Steiner L. Using Competency-Based Evaluation to Drive Teacher Excellence. Lessons from Singapore [Electronic resource]. Public Impact, Chapel Hill, NC. 2010. URL: https:// www.opportunityculture.org/images/stories/singapore_lessons_2010.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

7. Селиванова В. И. Эктраполяция в структуре развивающегося знания : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01. М., 1993. 41 с.

8. Колесников М. А. Сущность экстраполяции как философской категории // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 4 (28). С. 75–80.

9. Яровой А. В. Экстраполяция в социальном познании – философский анализ : автореф. дис.... канд. философ. наук : 09.00.11. Тверь, 2011. 22 с.

10. Синявская Е. В. Моделирование как метод научного познания // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (24). С. 192–196.

11. Некрасова А. Ю. Роль метода моделирования в научных исследованиях // Записки философского факультета : сб. научных статей. 2016. Вып. 1 (7). С. 15–22.

12. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61–64.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 22 | Скачиваний: 14