Формирование института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в процессе трансформации моделей обучения педагогов

  • Печать

Автор(ы):

Наталья Юрьевна Майданкина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

432700, Россия, Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, тел.: +7 (8442) 323989, maidankina @ mail.ru

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности модели обучения педагога в условиях трансформации системы повышения квалификации с учётом законодательной базы и образовательного пространства региона. Рассматривает специфику подхода в конструировании образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений и механизма «best to peer» модели обучения специалистов дошкольной сферы в системе повышения квалификации с целью повышения методической помощи и поддержки профессиональной деятельности.

Материалы и методы. На основе сравнительного подхода автор кратко представляет характеристику моделей обучения педагога в системе повышения квалификации, уточняет социально-демографический и педагогический портреты специалиста дошкольной сферы в регионе. В рамках реализации закона «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Улья- новской области» рассматривает подход к формированию и развитию института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом специфики региона.

Результаты исследования. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации разработан подход, суть которого в конструировании многоуровневого образовательного пространства на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики региона, а также механизм «best to peer» (лучший – равному), характеризующийся вариативностью и гибкостью содержания, форм и методов обучения и взаимодействия педагогов на курсах повышения квалификации и в рамках методической деятельности вне формальных сроков обучения с использованием цифровых платформ.

Заключение. В процессе трансформации моделей обучения педагога в системе повышения квалификации представлен подход и механизм «best to peer» на основе формирования и развития института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы с учётом законодательной базы и специфики образовательного пространства региона с целью повышения уровня методической помощи и оказания поддержки педагогу в построении индивидуальной профессиональной траектории для достижения качества образовательной деятельности.

Ключевые слова: трансформация, система дополнительного профессионального образования, модель обучения педагога, система повышения квалификации, подход, механизм, методическая поддержка и помощь, институт профессиональных объединений, специалист дошкольной сферы

Для цитирования: Майданкина Н. Ю. Формирование института профессиональных объединений специалистов дошкольной сферы в процессе трансформации моделей обучения педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 500–511. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-500-511

УДК: 373:371.14

Дата поступления в редакцию: 07.08.2021

Список литературы:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 № 204. URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 24.07.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации Федеральный [Электронный ресурс] : Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70412244/ (дата обращения: 24.07.2021).

3. Грибанов Ю. И., Шатров А. А. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3-1. С. 44–48.

4. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева, Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография / под ред. общ. ред. С. В. Алексеева. СПб. : Спб АППО, 2015. 230 с.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 24.07.2021).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 24.07.2021).

7. Герасимов Г. И. Трансформация образования – социокультурный потенциал развития российского общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Ростов н/Д., 2005. 58 с.

8. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.

9. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Педагогическое общество России. 2002. 512 с.

10. Вершловский С. Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб. : СПбАППО, 2007. С. 6–33.

11. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 22 с.

12. Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] : материалы II Междунар. пед. чтений ; Минск, 5 ноября 2019 г.). Минск : АПО, 2019. 919 с.

13. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Томск, 2018. 23 с.

14. Грушникова Е. В. Управление повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук :13.00.08. Барнаул, 2015. 22 с.

15. О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую де- ятельность на территории Ульяновской области [Электронный ресурс] : Закон Ульяновской области от 25.09.2019 № 109-30. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/7300201910010011 (дата обращения: 12.08.2020).

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 30 | Скачиваний: 12