Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков

  • Печать

Автор(ы):

Олег Валерьевич Яценко, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-9244-0155, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, тел.: +7 (3952) 521900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Профориентация подростков стала в последние несколько лет вновь одной из самых актуальных тем в психолого-педагогическом дискурсе, однако её качество в большей степени продолжает зависеть от индивидуальной квалификации профконсультанта, не обеспечивая при этом гарантированной эффективности её применения. В связи с чем автором была поставлена цель: разработка новой технологии профориентации PROF.Navigator, предполагающей более объективный, технологичный и результативный подход.

Материалы и методы. Объектом исследования является профориентация как технология сопровождения профессионального самоопределения подростков. Автором были исследованы основные применяемые типы технологий, в результате – выделены две ведущие российские технологии индивидуальной профориентации, выполнен их сравнительный анализ, на базе которого была разработана авторская технология профориентации PROF.Navigator, проходившая затем апробацию в Иркутской области в течение 8 лет

Результаты исследования. Описана новая авторская технология профориентации PROF.Navigator, показаны её отличия и преимущества, включающие в себя проблематизирующий опросник готовности подростка к выбору профессии, определение его индивидуально-типологических особенностей по методу соционической диагностики, экспертизу компетенций подростка, профессиональные пробы, применяемые при системном подходе.

Заключение. В статье приводится новая технология профориентации, повышающая объективность, технологичность и результативность профессионального самоопределения подростков. Данная технология подтвердила свою практическую значимость за многолетний период её применения и может быть предложена для широкого внедрения в школах России.

Ключевые слова: профориентация подростков, технологии профориентации, сравнительный анализ технологий профориентации, профессиональное самоопределение, профконсультирование, технология профориентации PROF.Navigator

Для цитирования: Яценко О. В. Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16.

№ 1 (54). С. 102−112. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112

УДК: 159.9.072; 37.048.45

Статья поступила в редакцию 27.11.2021, одобрена после рецензирования 02.03.2022, принята к публикации 03.03.2022.

Список источников:

1. Долгова В. И., Луткова А. М. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии Сборник результатов научных исследований. Киров : МЦИТО, 2018. С. 916–926.

2. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 539 с.

3. Серпионова Е. А. 8 способов помочь школьнику правильно выбрать профессию. Обзор основных видов профориентационных услуг, которые есть в России [Электронный ресурс]. М. : МЕЛ, 2017. URL: https://mel.fm/vybor_professii/538294-careerguidance (дата обращения: 12.08.2021).

4. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 405 с.

5. Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Махотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М. : Перо,

2019. 20 с.

6. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников [Электронный ресурс]. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-

usloviya-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 23.09.2021).

7. Леонов С. Д. Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Иваново : Научный мир. 2010. Т. 21. № 1. С. 28–37.

8. Шмелев А. Г., Серебряков А. Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. Т. 2. № 4. С. 16.

9. Киселев П. Б., Богдановская И. М. Методика исследования ценностных ориентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 1. Т. 13. № 1.

С. 32–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-molodyh-lyudey-v-kontekste-professionalnyh-sfer-informatsionnogo (дата обращения: 21.12.2021).

10. Яценко О. В. К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XIХ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 23–24 апреля 2020 г. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. С. 191–195.

11. Удалова Е. А. Соционика. Основы диагностики. Сер. Прикладная соционика. М. : [б. и.], 2011. 263 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 62 | Скачиваний: 27