|
С.
|
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
|
Казарина В. В., Терентьева Л.В., Фомина Т.М.
Выявление и развитие одарённых детей через организацию олимпиадного движения в Иркутской области
|
5
|
Аннотация. В статье описывается опыт выявления одарённых детей в Иркутской области. Рассказывается об организации регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Иркутской области. Подводятся итоги олимпиады 2016 года. Анализируются организация системной подготовки учащихся к участию в олимпиаде, проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся школ Иркутской области – победителей и призёров региональных и российских предметных олимпиад.
|
Ключевые слова: одарённые дети, развитие одаренности, Всероссийская олимпиада школьников, олимпиадное движение, учебно-тренировочные сборы.
|
Устюгова О. Б.
Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем в Иркутской области
|
12
|
Аннотация. Статья посвящена описанию исследований эффективности деятельности муниципальных образовательных систем Иркутской области в рамках независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказывающих социальные услуги.
|
Ключевые слова: независимая оценка качества, экспертиза образовательной деятельности, рейтинг, удовлетворённость потребителей, управленческие решения.
|
Аникьева Н. В.
Проблемы и перспективы художественного образования
|
18
|
Аннотация. В статье поставлены проблемы художественного образования в российских школах. Говорится об актуальности и значимости предметов художественно-эстетического цикла в системе российского образования. Раскрываются возможности и перспективы различных форм взаимодействия общеобразовательных организаций с объектами культуры. Автор обращает внимание на повышение статуса учителей предметов эстетического цикла.
|
Ключевые слова: художественно-эстетическая направленность, художественное образование, творчество, культура, музыка, искусство.
|
Кулехова А. М.
Социальные аспекты двуязычия в Прибайкалье
|
24
|
Аннотация. В статье рассматриваются социальные аспекты двуязычия, история и функционирование бурятско-русского двуязычия на территории Прибайкалья.
|
Ключевые слова: двуязычие, бурятско-русское двуязычие, бурятский язык, русский язык.
|
Хегай В. В.
Проблема этнокультурного многообразия сельских школ
|
32
|
Аннотация. Поднимается проблема этнокультурного многообразия. Автор анализирует ряд проблем, связанных с адаптацией мигрантов. Особое внимание уделено постановке задач, стоящих перед сельской школой.
|
Ключевые слова: сельская школа, этнокультурное многообразие, толерантность, миграция.
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
|
Кузнецова М. В.
К вопросу об истории женского образования в Иркутске. Девичий институт – первое среднее учебное заведение для девочек в Восточной Сибири
|
37
|
Аннотация. Статья посвящена истории развития Девичьего института – первого среднего учебного заведения для девочек в Восточной Сибири. Основана на архивных и мемуарных источниках. Представлены материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Иркутской области, а также воспоминания выпускницы Девичьего института А. В. Богодаровой.
|
Ключевые слова: история образования, Девичий институт, преподаватели, обучение, жизнь в институте.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
|
Якименко Р. В., Ермолаева Е. Н.
Аксиологический аспект как ведущий принцип отбора литературного наследия русского зарубежья в школе
|
47
|
Аннотация. Поднимается одна из актуальных и сложных проблем не только дидактики, но и современной теории и методики обучения литературы в школе – реализация аксиологического аспекта в процессе развития ценностно-смысловой сферы школьников на основе духовно-нравственного воспитания посредством целостного изучения литературы русского зарубежья. Определены компоненты и основные понятия ценностно-смысловой сферы. Материалы данной публикации могут использоваться учителями школ, преподавателями вузов и ссузов, студентами филологического факультета.
|
Ключевые слова: аксиологический аспект в образовании, ценностно-смысловая сфера учащихся, литература русского зарубежья, методика преподавания русского зарубежья.
|
Торунова Н. И., Капустина А. Н.
Художественный текст: лингвистические и лингводидактические аспекты
|
54
|
Аннотация. В статье рассматривается художественный текст как разновидность учебного текста. Тексты художественной литературы приобщают обучающихся к культуре страны изучаемого языка, включают их в мир общечеловеческих и нравственно-эстетических ценностей. Чтение аутентичных художественных текстов способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции.
|
Ключевые слова: художественный текст, подлинно-аутентичный текст, учебно-аутентичный текст, текстотека, метатекст, коммуникативная задача, адаптация, сокращение, компрессия.
|
Ким М. В.
Культурологический аспект преподавания литературы
|
62
|
Аннотация. Данная статья посвящена роли культурологического аспекта в литературном образовании. Выявлена и обоснована необходимость создания целостной системы изучения зарубежной поэзии ХХ века на заключительном этапе школьного литературного образования.
|
Ключевые слова: культурологический аспект, глобализация, зарубежная литература, ценностно-смысловая сфера.
|
Хламов Е. В.
Рекурсивная графика в школьной информатике
|
67
|
Аннотация. Рассматриваются понятие рекурсии и примеры рекурсии в различных областях знаний. Приводится обоснование эффективности рекурсии как средства развития алгоритмического мышления школьников. Описываются рекурсивные алгоритмы построения известных геометрических фракталов как дидактический элемент школьного курса информатики.
|
Ключевые слова: информатика, рекурсия, фрактал, алгоритм, программма, язык программирования Паскаль, графические команды.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Валюшина Н. М.
Виртуальная коммуникативная профессионально ориентированная образовательная среда как средство повышения эффективности дистанционного обучения
|
83
|
Аннотация. В статье представлены основные составляющие и свойства разработанной автором виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды, показана её значимость, необходимость создания и использования при организации курсов повышения квалификации педагогов на основе дистанционных образовательных технологий.
|
Ключевые слова: виртуальная коммуникативная профессионально ориентированная образовательная среда, повышение квалификации, дистанционное обучение.
|
Ким М. Ц.
Формирование профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку у студентов первого курса специальности «Туризм»
|
92
|
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос применения межпредметных связей и внедрения инновационных методов, форм и технологий обучения в процессе формирования профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Туризм». Материалы данной публикации могут использоваться учителями школ, преподавателями вузов и ссузов.
|
Ключевые слова: компетенция, компетентность, формирование профессиональных компетенций, межпредметные связи, инновационные методы и технологии обучения.
|
Хахулина Л. К.
Межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция как философская и педагогическая проблема
|
97
|
Аннотация. Рассмотрена межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция как составляющая профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Автором статьи обоснованы основные противоречия в современной образовательной сфере и актуальность владения будущими специалистами межкультурной профессиональной компетенцией.
|
Ключевые слова: межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция, образование, содержание образования, культура.
|
Домра Ю. М.
Международная олимпиада по туризму и сервису как форма межкультурного взаимодействия студентов-бакалавров туризма и сервиса
|
101
|
Аннотация. В статье рассмотрен один из ключевых видов внеаудиторной работы – предметная олимпиада, даны её основные характеристики. Международная олимпиада по туризму и сервису представлена как форма межкультурного взаимодействия студентов и преподавателей. Даются её краткое описание, основные направления подготовки и проведения олимпиады.
|
Ключевые слова: внеаудиторная работа, предметные олимпиады, межкультурное взаимодействие, коммуникативная компетенция.
|
Мухин И. В.
Роль работодателей в подготовке специалистов среднего профессионального образования (на примере Политехнического колледжа Сахалинского государственного университета)
|
108
|
Аннотация. Показана роль интеграции учебных заведений в подготовке специалистов, отражены основные виды совместной деятельности (на примере Политехнического колледжа Сахалинского государственного университета на 2013–2016 гг.).
|
Ключевые слова: профессиональные компетенции, социальное партнёрство «колледж-предприятие», пути повышения эффективности взаимодействия колледжа и работодателей.
|
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
|
Афанасьева Р. А., Шаталина Е. Г.
Подходы к разработке программы для дошкольных учреждений с инклюзивной образовательной средой «Конструирование на основе робототехнического конструктора MRT 1 (GOMA BRAIN A) для детей 5-6 лет»
|
113
|
Аннотация. В статье описаны подходы к разработке программы, предназначенной для проведения занятий по конструированию на основе робототехнического конструктора MRT 1 (GOMA BRAINA) с детьми 5–6 лет, нормально развивающимися и имеющими задержку психического развития, а также умственную отсталость лёгкой формы. Дана краткая характеристика содержания модулей программы.
|
Ключевые слова: робототехника, программа для учреждений, инклюзивная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, конструктор MRT 1 (GOMA BRAINA).
|
Кучергина О. В.
Единое речевое пространство школы-интерната как средство социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
|
119
|
Аннотация. В контексте деятельности образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены основные подходы к организации единого речевого пространства.
|
Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), социализация обучающегося, единое речевое пространство.
|
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Стародубцева Г. А.
Проблема психологической готовности педагога к инновационной деятельности и пути ее решения
|
125
|
Аннотация. Поднимается проблема психологической готовности педагога к инновационной деятельности, факторы и условия её формирования, приобретения личностного смысла работы в новых условиях.
|
Ключевые слова: личностный смысл, психологическая готовность к нововведению, факторы, определяющие психологическую готовность к инновационной деятельности.
|