• Печать
 

С.

ОТ РЕДАКЦИИ

5

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Жаданов С. Н., Кудашкина Ю. К.

Финансовая грамотность руководителя образовательной организации

6

 

Аннотация. Современная модель финансового обеспечения образовательных учреждений потребовала новых подходов к управлению финансовыми ресурсами. Умение правильно перераспределять и экономно расходовать бюджетные средства, поддерживать финансовую устойчивость организации объективно формируют новый уровень финансовой грамотности руководителя в сфере образования.

Ключевые слова: финансовая грамотность, модель финансового обеспечения, план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные средства, приносящая доход деятельность, управленческие решения.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Игумнова Е. А.

Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна»

12

 

Аннотация. В статье анализируется опыт работы над разрешением проблемы преемственности в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения – школьного лесничества «Лесная страна». Данный инновационный проект был реализован в городском образовательном пространстве г. Читы на основе интеграции общего и дополнительного образования.

Ключевые слова: детское объединение, принцип преемственности, созидательная активность, младший школьник, подросток.

Косогова А. С.

Методологические аспекты проблемы воспитания в современной школе

21

 

Аннотация. В статье рассмотрены методологические аспекты воспитания молодого поколения в информационном обществе, выделены наиболее значимые направления воспитания: идентичности, безопасности и сохранения здоровья, свободы и ответственности, равенства и социальной справедливости. Дан анализ процессов творческого самовыражения как действенного инструмента воспитания.

Ключевые слова: воспитание, информационное общество, творческое самовыражение, идентичность, свобода, ответственность, справедливость и равенство.

Сосновская И. В.

Эмоционально-эстетическая концепция урока литературы Р. Ф. Брандесова

27

 

Аннотация. Ввиду необходимости поиска наиболее эффективных подходов к организации учебного процесса на уроке литературы в статье рассматривается опыт известного учёного-методиста Р. Ф. Брандесова и акцентируется внимание на таких положениях его концепции урока, как подготовка к уроку, режиссура урока, эмоциональные вершины и эмоциональный резонанс урока литературы. В соотнесении со сложившейся технологичной и прагматической образовательной ситуацией в области обучения литературе опыт её эмоционального постижения может быть полезен современному учителю-словеснику.

Ключевые слова: конструкция урока, художественное восприятие, эмоциональная партитура, эмоционально-эстетическое переживание, подход, эмоциональный резонанс.

Башелханов А. Ю.

«Трудные вопросы истории России» в Историко-культурном стандарте – теоретический аспект

36

 

Аннотация. В статье рассматриваются «трудные вопросы истории России», изложенные в Историко-культурном стандарте, который является научным ядром российского школьного образования. «Трудные вопросы» являются актуальными для российской исторической науки. Проводится краткий анализ ответов на многие «трудные вопросы российской истории» на основе Концепции нового учебно-методического комплекса (далее – УМК) по отечественной истории, новых учебников по истории России.

Ключевые слова: история, концепция, Историко-культурный стандарт, «трудные вопросы», учебники.

Дармаева А. Д.

Пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных организациях Иркутской области

44

 

Аннотация.

В статье рассмотрены проблемы, состояние и перспективы этнокультурного образования в муниципальных районах Иркутской области, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания. Предложены некоторые пути совершенствования системы этнокультурного образования в образовательных учреждениях Иркутской области.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультурное образовательное пространство, Ассоциация этнокультурных образовательных организаций.

Жила Г. Ю.

Индивидуальный проект как одна из форм итоговой аттестации выпускников основной школы (из опыта работы гимназии № 3 г. Иркутска)

52

 

Аннотация. В работе рассматриваются результаты проектной деятельности в общеобразовательной школе, апробация одной из форм итоговой аттестации учащихся девятых классов, специфика работы в области создания проектов как ресурса формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения, проектная деятельность в общеобразовательной организации

Самсонова Н. В.

Интертекстуальная компетенция как показатель читательской состоятельности выпускника школы

59

 

Аннотация. 

В статье утверждается, что интертекстуальные связи, обнаруживающие себя в параллельно существующих произведениях, должны быть интересны как учителю-словеснику, так и читателю-старшекласснику и с точки зрения текстообразования, и с точки зрения текстовосприятия. Автором доказывается обоснованность использования интертекстуального подхода к анализу художественного текста, который требует не только целенаправленного отбора произведений, но и включения каждого урока в продуманную методическую систему, формирующую у читателей-старшеклассников интертекстуальную компетенцию.

Ключевые слова: интертекстуальность, интертекстуальный подход к анализу художественного произведения, интертекстуальный тезаурус, межтекстовые связи, интертекстуальные элементы, интертекстуальная компетенция

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Тимошенко А. И., Дорофеева М. С.

Возникновение познавательных барьеров у студентов в среднем профессиональном образовании

64

 

Аннотация. В статье рассматриваются этапы возникновения познавательных барьеров в системе среднего профессионального образования. Выделены три типа затруднений, с которыми сталкиваются студенты в начале обучения. После анализа теоретических источников сделан вывод, что преодолеть затруднения помогут соответствующие методы педагогического воздействия, описанные в данной статье.

Ключевые слова: Среднее профессиональное образование, барьер, познавательные барьеры.

Торунова Н. И., Шарунов А. И.

О некоторых проблемах декомпозиции требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

71

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных и сложных проблем современного отечественного образования – реализация федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) в процессе подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование. Представлена ретроспекция разработки нескольких поколений стандартов. Материалы данной публикации могут заинтересовать руководителей всех уровней образовательной системы и преподавателей вузов.

Ключевые слова: ретроспективный анализ разработки стандартов, декомпозиция ФГОС ВО, профессиональные компетенции в педагогической деятельности, комментарии к ФГОС ВО.

Суханова Е. А., Зобнина А. А.

Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования)

77

Аннотация. В статье рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области с Томским государственным университетом (далее – ТГУ). Статья посвящена обоснованию наличия образовательного потенциала в практике сетевого межорганизационного взаимодействия. В работе представлено исследование результатов и эффектов сетевых образовательных программ (далее – СОП), реализуемых ТГУ и школами-партнёрами. Методология исследования построена на применении гуманитарного подхода к анализу и управлению образовательными инновациями (научная школа Г. Н. Прозументовой, г. Томск). Образовательный потенциал в процессе разработки и реализации СОП заключается в появлении у субъектов взаимодействия созидательной коммуникации, личной инициативы, смысла совместной деятельности, порождающей средства, нормы и продукты деятельности. Результаты исследования позволили зафиксировать наличие образовательного потенциала сетевого взаимодействия и выявить условия его использования и усиления для решения актуальных задач образования.

Ключевые слова: межорганизационное сетевое взаимодействие, образовательный потенциал, открытое образовательное пространство, сетевые образовательные программы, мягкие навыки, компетенции.

Степанов С. А., Антропянская Л. Н.

Организация проектной деятельности старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия: экспертный взгляд университета

86

Аннотация. В статье обосновывается проблема содержания и качества проектной деятельности школьников. Решение проблемы повышения качества возможно посредством использования ресурсов сетевого взаимодействия и вовлечения учёных, преподавателей и студентов университета в организацию и экспертизу проектов школьников. Опыт сетевого взаимодействия Томского государственного университета и системы общего образования Томской области показывает, что совместная деятельность педагогов и представителей университета, создание интерактивной среды на портале и конкурсные механизмы могут не только повысить качество проектов, но и сделать их ресурсом для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, сетевое взаимодействие, сопровождение, индивидуализация, компетенции.

Патлина А. С., Попова Е. Д.

Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов

94

Аннотация. Cтатья посвящена обоснованию возможности формирования и развития мягких компетенций у студентов в процессе работы со школьниками. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «мягкие навыки» (soft skills), представленные в российской и зарубежной литературе. В работе описан прецедент межорганизационного сетевого взаимодействия Томского государственного университета (ТГУ) и системы общего образования – проект «Педагогический десант», ориентированный на подготовку студентов к работе в школах. Анализ реализации проекта показал, что сетевые образовательные программы позволяют выявить потенциал реализации сетевого взаимодействия между вузом и школами в контексте влияния на развитие мягких навыков у студентов вуза.

Ключевые слова: мягкие навыки, компетенции, метапредметные компетенции, межорганизационное сетевое взаимодействие, сетевые образовательные программы, университет.

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ     

Козлов В. В.

Агрессия человека: психологический анализ

104

Аннотация. В статье автор раскрывает психологическую природу агрессии. В работе дано авторское определение агрессии, перечислены основные методы тестовых исследований агрессии и их ограничения. Особое внимание уделено объектам агрессии, а также формам и видам проявления. В статье предпринят анализ причин возникновения агрессии: телесных, материальных, социальных, духовных, а также особых условий проявления агрессии.

 

Ключевые слова: агрессия, личность, сознание, поведение, активность, объект, потребность, тело, фрустрация.

 

 


Просмотров: 9 | Скачиваний: 15