Возрастные особенности адаптационного потенциала студентов в условиях пандемии
Автор(ы):
Татьяна Ивановна Куликова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, https://orcid.org/0000-0001-8655-1599, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125, тел.: +7 (4872) 355474, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Автором обосновывается актуальность изучения особенностей адаптационного потенциала студентов разного возраста в условиях повторяющихся периодов вынужденного дистанта во время второй волны пандемии в октябре – декабре 2021 года. Цель исследования: изучение возрастных особенностей адаптационного потенциала студентов в условиях дистанта в период пандемии. Задачи исследования: изучить особенности адаптационного потенциала студентов; выявить структурные элементы адаптационного потенциала и определить их взаимосвязи у студентов в разных возрастных группах.
Материалы и методы. Приняли участие студенты в возрасте от 18 до 24 лет (Mean±SD = 20,7±1,8) в количестве 67 человек. Диагностический материал: тест жизнестойкости С. Мадди; схемный опросник Янга «YSQ-S3R»; опросник «Способы совладающего поведения» (WSQ) Лазаруса; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхина, Д. М. Менделевича). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона; параметрический t-критерий Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.
Результаты исследования. Корреляционный анализ выявил наличие сильных обратных корреляций жизнестойкости с дезадаптивными схемами «уязвимость» и «недоверие», «покорность», «неуспешность», «жёсткие стандарты», «зависимость/беспомощность» и «дефективность», невротическими состояниями, копинг-стратегиями. В результате были определены две противоположные адаптационные
тенденции к условиям пандемии в разных возрастных группах. Шкалы РДС и копинг-стратегии имеют многочисленные положительные связи за исключением стратегии «планирование решения», которая имеет отрицательные связи с некоторыми обнаруженными в выборке схемами.
Заключение. Автор рассматривает РДС как проявление психологической ригидности, снижающее адаптивный потенциал; отсутствие выраженных дезадаптивных схем – повышает адаптационный потенциал. В заключение делается вывод о наличии положительной возрастной динамики в развитии адаптивных возможностей личности: с возрастом повышаются показатели жизнестойкости, снижаются проявления РДС. В разных возрастах адаптационный потенциал формируется за счёт различных механизмов: в ранней юности психологическая гибкость (способность адаптироваться) проявляется в сенсибилизации, повышенной чувствительности к средовому воздействию; в более старшем возрасте тенденция к невротизации ослабевает, усиливается тенденция к формированию гибких когнитивных установок, гибких поведенческих реакций на изменяющиеся условия среды.
Ключевые слова: жизнестойкость, дезадаптивные схемы, стратегии совладания, адаптационный потенциал, студенты, возрастная группа, вторая волна пандемии COVID-19, дистант
Для цитирования: Куликова Т. И. Возрастные особенности адаптационного потенциала студентов в условиях пандемии. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 219–228 (на англ. яз). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-219-228
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-219-228
УДК: 159.9.07
Статья поступила в редакцию 18.04.2022, одобрена после рецензирования 24.05.2022, принята к публикации 26.05.2022.
Список источников:
1. Enikolopov S. N., Boyko O. M., Medvedeva T. I., i dr. Dinamika psikhologicheskikh reaktsiy na nachal’nom etape pandemii COVID-19 [Dynamics of psychological reactions at the outset of the COVID-19 pandemic]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. 2020. Vol. 12. No. 2. Pp. 108–126. DOI:10.17759/psyedu. 2020120207 (in Russian)
2. Chertovikova A. S. Psikhotravmiruyushchiye faktory v usloviyakh izolyatsii [Psychotraumatic factors in isolation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2018. No. 60 (1). Pp. 485–489. (in Russian)
3. Quansah F., Hagan J. E., Sambah F., et al. Perceived Safety of Learning Environment and Associated Anxiety Factors during COVID-19 in Ghana: Evidence from Physical Education
Practical Oriented Program // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022. Vol. 12 (1). Pp. 28–41. Doi:10.3390/ ejihpe12010003/
4. Makarova Ye. Yu., Tsvetkova N. A. Psikhologicheskiye osobennosti reaktsiy na stress, obuslovlennyy rezhimom samoizolyatsii v period pandemii COVID-19 [Psychological features of the reaction to stress caused by self-isolation during the COVID-19 pandemic]. E-Scio. 2020. No. 10 (49). Pp. 145–157. (in Russian)
5. Almondes K. Md., Bizarro L., Miyazaki M.C.O.S., et al. Comparative Analysis of Psychology Responding to COVID-19 Pandemic in BRICS Nations // Frontiers in Psychology.
2021. Vol. 12. Pp. 567–585. doi: 10.3389/fpsyg.2021.567585
6. Martínez-Líbano, J.; Yeomans, M.-M.; Oyanedel, J.-C. Psychometric Properties of
the Emotional Exhaustion Scale (ECE) in Chilean Higher Education Students // European
Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2022.Vol. 12. Pp. 50–60.
Doi:10.3390/ejihpe12010005
7. Eidelman G. N. Osobennosti zhiznennoy pozitsii pri razlichnykh urovnyakh psikhologicheskogo blagopoluchiya u sovremennoy molodezhi [The specifi c features of beliefs
at diff erent levels of psychological well-being in today’s youth]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. 2016. Vol. 9. No. 2. Pp. 82–94. DOI: 10.17759/ exppsy.2016090207. (in Russian)
8. Hendriksen P. A., Garssen J., Bijlsma E. Y., et al. COVID-19 Lockdown Related Changes in Mood, Health and Academic Functioning // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. Pp. 1440–1461. doi:10.3390/ejihpe11040103
9. López-Valenciano A., Suárez-Iglesias D., et al. Impact of COVID-19 Pandemic on University Students’ Physical Activity Levels: An Early Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. Pp. 624–567. doi: 10.3389/fpsyg.2020.624567
10. Karapetyan L. V., Glotova G. A. Psikhologicheskiye determinanty emotsional’no-lichnostnogo blagopoluchiya trudyashchikhsya [Emotional and personal well–being of
workers: Psychological determinants]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology]. 2018. Vol. 8. No. 4. Pp. 8–23. (in Russian)
11. Malykh S. B., Sitnikova M. A. Psikhologicheskiye riski pandemii koronavirusa COVID-19 [Psychological risks of the COVID-19 pandemic]. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye
pandemii COVID-19 [Psychological Support of the COVID-19 Pandemic]/ed. by Yu. P. Zinchenko. Moscow: Moscow State University Publishers, 2021. 597 p. DOI: 10.11621/rpo.2021.00 (in Russian)
12. Aleksandrova L. A. Psikhologicheskiye resursy adaptatsii lichnosti k usloviyam povyshennogo riska prirodnykh katastrof [Psychological resources of personality adaptation to conditions of increased risk of natural disasters], dis. … kand. psikhol. nauk [Cand.psych. sci.diss]. Moscow: 2004. 207 p. (in Russian)
13. Filippova S. A., Pazukhina S. V., i dr. Emotsional’naya ustoychivost’ budushchikh pedagogov k negativnomu vliyaniyu sovremennoy informatsionnoy sredy [Emotional resistance to negative impacts of modern information environment in future teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2019. Vol. 24. No. 5. Pp. 80–90. doi:10.17759/pse.2019240508. (in Russian)
14. Beiter R. , Nash R., McCrady M., et al. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students // Journal of Aff ective Disorders. 2015. Vol. 173. Pp. 90–96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054
15. Krasnova-Goleva V. V., Kholmogorova A. B. Sotsial’naya trevozhnost’ i studencheskaya dezadaptatsiya [Social Anxiety and Student Disadaptation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2011. Vol. 3. No. 1. Available at: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (accessed: 27 January 2022) (in Russian)
16. Valenti G. D.; Faraci P. Predicting University Adjustment from Coping-Styles, Self-Esteem, Self-Effi cacy, and Personality: Findings from a Survey in a Sample of Italian Students // European Journal of Investigation in Health. Psychology and Education. 2021. Vol. 11. Pp. 894–907. Doi:10.3390/ ejihpe11030066
17. Young J. E ., Klosko J. S., Weishaar M. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York, Guilford Publications, 2003. 436 р.
18. Ahami A., M ammad K., Azzaoui F., Boulbaroud S., Rouim F. & Rusinek S. Early
// Open Journal of Medical Psychology. 2017. No. 6. Pp. 53–65.
19. Sobchik L. N. Psikhologiya individual’nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Psychology of individuality. Theory and practice of psychodiagnostics]. Saint Petersburg, Rech’ Publ, 2005, 324 p.
20. Bogdanov Ye. N., Galimzyanova M. V., Kasyanik P. M., i dr. Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya vzroslykh v svyazi s rannimi dezadaptivnymi skhemami [Social and psychological adaptation of adults in connection with early maladaptive schemas]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied Legal Psychology]. 2019. No. 1 (46). Pp. 31–39. DOI: 10.33463/20728336.2019.1 (46).031-039 (in Russian)
21. Leontyev D. A., Rasskazova Ye. I. Test zhiznestoykosti [Vitality test]. Moscow: Smysl Publ., 2006. 63 p. (in Russian)
22. Kryukova T. L., Kuftyak Ye. V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ) [Questionnaire on the ways of coping (adaptation of the WCQ methodology)]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa [Journal of the Practicing Psychologist] 2007. No. 3. Pp. 93–112. (in Russian)
23. M. V. Galimzyanova, P. M. Kasyanik, E. V. Romanova Vyrazhennost’ rannikh dezadaptivnykh skhem i rezhimov funktsionirovaniya skhem u muzhchin i zhenshchin v period ranney, sredney i pozdney vzroslosti [Early maladaptive schemas and schema modes of men and women in diff erent stages of adulthood]. Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psikhologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education]. 2016. No. 3. Pp. 109–125. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.310 (in Russian)